Император и его гадюшник

Агонизирующий Рим, все еще уверенный в своем божественном могуществе и заглушающий чувство декадентской обреченности вином, интригами и садизмом под видом благородства, тешится преследованием христианских общин

Quo Vadis?, США-Польша, 2001
Режиссер: Ежи Ковалерович
В ролях: Павел Делаг, Франтишек Печка, Михал Байор и др.

Для вековых режиссеров, стремящихся с накопившимся за карьеру пафосом размашисто проиллюстрировать простые уроки истории, становление христианства – тема благодатная, а падение Рима – и вовсе роскошная. Польский режиссер Ежи Кавалерович, вольготно чувствующий себя в монументальном жанре пеплума, любит на экране выносить приговор целым цивилизациям и доказывать простые истины. "Quo Vadis?", его последняя работа, - экранизация классического романа Генрика Сенкевича "Камо грядеши?", написанного в 1896 году и спустя 9 лет осененного Нобелевской премией.

В 60-х годах первого столетия от рождения Христа с театральным драматизмом переплетаются судьбы разваливающейся Римской империи и зарождающейся христианской цивилизации, которая пока еще зиждется на фанатичной вере кучкующихся крестьян-овечек. Натурально обезьянообразный Нерон в исполнении Михала Байора просто-таки брызжет слюной от неуемной мегаломании, терзает все окружение плодами своего творчества и каждые пятнадцать секунд фабрикует правду, с которой должны соглашаться все вокруг.

Агонизирующий Рим, все еще уверенный в своем божественном могуществе и заглушающий чувство декадентской обреченности вином, интригами и садизмом под видом благородства, тешится преследованием христианских общин. Вконец взбесившийся с жиру Нерон приказывает поджечь Рим, дабы, узрев настоящий грандиозный пожар, проникнуться вдохновением и написать лучшую в мире поэму. Столкнувшись с гневом жителей разоренной столицы, император и его придворный гадюшник глазом не моргнув решают перевести стрелки на мирно сидящих по хижинам христиан.

Патриарх польского кинематографа Ежи Кавалерович в свои восемьдесят впечатляюще искушен в постановке как экранизаций знаковых книг, так и масштабных исторических проектов. Имея за спиной "Мать Иоанна от Ангелов" и "Фараона", он как никто понимает, что в этом жанре не обойдешься одними лишь армиями статистов, безупречной костюмерией и громыхающими идеями. Произведением искусства документальная нудятина станет лишь когда к необъятному историческому плато будут узелками привязаны героические, аккуратно выписанные персонажи с душой нараспашку и гамлетовскими конфликтами. Такие личности, борясь за свои жизнь, счастье и идеалы, и будут двигать кадр, сюжет и заодно историю, и чем больше таких узелков, сцепляющих мимолетные мотивы и исторические свершения и чем они крепче, тем добротнее выходит постановка, удачно выбивающая из зрителей слезу и монету.

И "Quo Vadis?" демонстрирует по крайней мере хороший для жанра тон. Понять, стала ли любовь благородного римлянина Марка Виниция к немногословной и глуповатой, но чувственной и шелковой христианке Лигии, состоящей в заложницах Нерона, причиной всего паноптикума с поджогом Рима и геноцидом христиан или всего лишь его фоном, трудно и после вдумчивого постпросмотрового анализа. Во что выливается эта линия, понятно сразу: настоящая любовь строптива и судьбоносна, проходит огонь и воду и выживает там, где рушится государство и умирает общество. Куда более интересна словесная эквилибристика обернутого в рулоны пурпура патриция Петрония. Тот, выгораживая неугодную императору любовь племянника Марка, с аристократической невозмутимостью бросает вызов стае императорских придворных. В окружение императора попадают за предательство вчерашние оборванцы, и первая же оплошность в плетении элегантной лести Нерону может стоить жизни.

В неугасающей патетичной теме, в обширных конфликтах и убедительных персонажах Кавалерович чувствует силу. В пику Голливуду, умело освоившему производство добротных исторических деликатесов, он снял фильм с совершенно неблокбастерным характером.

"Quo Vadis?", тем не менее, совершенно не прикидывается независимой лентой: тут и восемнадцать миллионов бюджета, и скрупулезно выстроенные декорации, и косметический лоск, и буйствующий акмеизм нежных цветов – все, понимаешь, лучшее, что мог дать польский народ собственному Михалкову. Но то, что преподносится как монументальное историческое полотно длиной в два с половиной часа, больше похоже на классическую пьесу. Если по размаху Голливуд все равно не переплюнуть – выложимся на драматичных образах, на несколько условных, но напряженных конфликтах, на надрыве христианской трагедии – решил Кавалерович. Он вспомнил, что лев может разорвать человека и без помощи компьютера, а крушение империи и целой эпохи получится убедительно изобразить и в малом, сценическом сюжете. Тем не менее, это все же блокбастер.

Известнейший польский режиссер снимает экранизацию одной из величайших польских книг – не разберешься, ей-богу, по какую сторону экрана пафоса больше.

Фильм можно посмотреть в мае в кинотеатре "35 ММ"

Выбор читателей