Широченна морда против дракона

Возвращаться может Бэтмен, мумия, джедай или какой другой уродец. А Брюс Ли сначала возвратился, а потом только пришел. Однако эта шизофреническая черточка не мешает хорошему кино. Обзор лицензионного видео

Вторая натура (Second Nature).
США, 2002, 90 мин.
Режиссер: Бен Болт
В ролях: Алек Болдуин, Пауэрс Бут, Луиз Ломбард

Очнувшись в больничной палате, Пол Кейн плохо осознавал, кто он такой и как сюда попал. Сплошное "тут помню, тут не помню". Он помнил, что попал в авиакатастрофу, в которой погибли его жена и дети. Что в прежней жизни работал наемным убийцей на службе правительства. Много чего еще помнил, но все не очень уверенно. Как-то без деталей, как будто и не с ним это было, а с "тем парнем".

До конца не долечившись, Пол уже получает новое задание. Нужно сгонять на денек в Амстердам и уконтрапупить одного богатого араба. То ли тот террорист, то ли филантроп, то ли побрившийся Усама, - кому какое дело. Уже пробравшись к арабу в дом и наставив на того пистолет, Пол обнаруживает одну неприятную особенность – не может он нажать на курок. Не может убить человека! Такая засада! Это как если бы литературный критик вдруг обнаружил у себя дислексию (хотя такая мелочь настоящему критику помешать не может).

Провалив задание, Пол возвращается на родину, где за ним начинает гоняться его же начальство. Отцы-командиры оборачиваются подлецами и шпионами, а бывшие друзья - предателями. Верить нельзя никому! А меньше всего - собственной памяти. Постепенно приходит осознание, что не было у Пола никакой жены. И детей не было, и любимой работы тоже. А была только тюремная татуировка "Крутой Вилли" на внутренней стороне губы, что свидетельствует о долгой отсидке.

ТВ-фильм, почти полностью повторяющий сюжетные ходы "Идентификации Борна" с элементами "Вспомнить все". Снято местами довольно занимательно и отстоем назвать никак нельзя. Обычный проходной шпионский боевик.

Жалко только Алека Бодуина. Если это единичный случай - ничего страшного, если будет еще одна "Вторая натура" – получится тенденция, однако. А значит, в тираж пошел еще один неплохой актер.

*****

Возвращение дракона (Return Of The Dragon)
Гонконг, 1972, 98 мин.
Режиссер: Брюс Ли
В ролях: Брюс Ли, Чак Норрис

Самое загадочное в этом фильме – его название, точнее одно слово в нем – "возвращение". Данный термин традиционно употребляют в сиквеле, когда возвращается Бэтмен, мумия, джедай или какой другой уродец. Смуту дополняет вышедший год спустя "Входит дракон". Получается что сперва он вернулся, а уже только потом пришел. Однако эта шизофреническая черточка не отражается на главном – третий фильм Брюса Ли, затмивший два предыдущих.

Сюжет прост, как ментограмма Джорджа Буша-младшего. Молодая китайская девушка по наследству получила ресторанчик в живописном уголке Рима. Не успел ее ПБОЮЛ толком встать на ноги, как столкнулся с проявлением организованной преступности в лице разношерстной и межрасовой банды рэкетиров. Для спасения бизнеса из Гонконга был спешно выписан Танг Лунг (Брюс Ли), который, пройдя вверх по лестнице мафиозного клана, на каждой его ступеньке оставил по трупу. На каждой лестничной площадке - по два.

На "Возвращении дракона" Брюс Ли наконец добился своего. Он получил неплохой бюджет, кресло режиссера и почти полную свободу действий. Он сам выбрал, что, как и где снимать. Хотя конечный продукт был нацелен за западного зрителя, "Дракона", видимо по инерции, все же мотнуло на родную сторону, и он добавил в фильм специфического китайского юмора и методики анти-Станиславского. Сюжет можно просматривать нажав кнопку FW, останавливаясь лишь на боевых сценах, без опаски пропустить что-то важное.

Зато поединки получились на славу. Матричные люди-Х, дерущиеся благодаря веревочкам и Джорджу Лукасу, пусть все идут в сад. Дорогу профессионалам! Специально для смачного аккорда в конце из Америки был выписан Чак Норрис, в то время неизвестный руко-ного-махатель. Наев за неделю пребывания в Риме широченную морду, он схлестнулся с Брюсом на развалинах Колизея, которые до этого исторического события были не такими уж и развалинами. В итоге мы получили классический киношный поединок, задавший стандарты на годы вперед, и новую звезду action, которая так и не успокоилась и до сих пор чистит от негодяев просторы родного Техаса.

*****

Меняющий очертания (Skinwalkers)
США, 2002, 92 мин.
Режиссер: Крис Эйр
В ролях: Эдам Бич, Уэс Стади

Тони Хиллерман – один из самых известных и успешных детективщиков Америки. Ему почти 80 лет, и пишет он уже много лет исключительно и плодотворно об одном месте – "Четырех углах" (стыке штатов Юта, Нью-Мексико и Аризона), где расположены резервации индейцев племен хопи и навахо. Во всех книгах м-ра Хиллермана действуют два главных героя: лейтенант Джо Липхорн и детектив Джим Чи. "Меняющий очертания" - вторая, на моей памяти, попытка экранизации (первая - "Темный ветер" с Фредом Уордом и Лу Даймондом Филипсом - была предпринята в начале 90-х).

Фишка в том, что книги Хиллермана сложно перекладывать на язык кино. Каждый раз приходится хотя бы вскользь пояснять смысл индейских обрядов, их традиций, общую политическую обстановку в резервации, на что уходит много времени. К тому же, хотя эти детективы и нельзя назвать интеллектуальными, действия в них не так много. Они берут другим – загадочной атмосферой, необычностью, детальным знанием чужой культуры.

На территории резервации начинаются странные убийства. Один за одним к Великому Виниту отправляются (предварительно чуток расчлененные) знахари племени навахо. Мудрые старцы, которые песней и бубном одолеют любую хворь, хоть ту же атипичную пневмонию. Если болезнь не поддается, она объявляется "болезнью белого человека", а больной отправляется в госпиталь – вариант беспроигрышный. Убийства обставлены таким образом, что вызывают в памяти любого настоящего индейца детские страшилки про "меняющих очертания", как называют колдунов-оборотней. Джим Чи – парень традиционный, знает предания и даже чуток верит в этих самых оборотней. Джо Липхорн с позиций здравого смысла оперирует во всю силу бритвой Оккама, оружием страшным, после которого не то что "меняющий очертания", а сам черт не выживет. Вместе они не очень легко, но таки быстро, добираются до истины, которая оказывается стоящей все же ближе к точке зрения безбожника Липхорна.

Фильм вас не захватит, не заставит затаить дыхание и не обеспечит кошмарами на неделю, но свое дело режиссер знает туго. Главное тут – природа и ландшафты юго-запада Штатов. Отнеситесь к происходящему как к полуторачасовому выпуску "Клуба путешественников", посвященному одному из самых красивых уголков земли.

Кассеты предоставлены прокатной компанией "Екатеринбург Арт"

Выбор читателей