"Пражский отравитель" хранит зловещее молчание

Вымогатель, заставивший дрожать всю Чехию, пока затих. После того как полиция заявила, что не в силах обеспечить изготовление огромного количества пластиковых карт за короткое время, он не дает о себе знать

"Пражский отравитель" пока затих – на время или навсегда, не известно. После того как полиция заявила, что не в силах обеспечить изготовление огромного количества пластиковых карт за короткое время, вымогатель не дает о себе знать. Это не означает, что угроза отравления невинных людей ликвидирована: по-прежнему усиленно охраняются больницы, некоторые рестораны, полиция находится в состоянии повышенной готовности, телефонные операторы ждут подозрительных звонков – однако четверг, который был заявлен преступником как окончательное время расчетов, уже прожит. И в последующие дни того, что он обещал, к счастью, не произошло.

Напомним, что еще 5 мая неизвестный позвонил в чешскую полицию по линии 158 и потребовал выплатить ему 300 миллионов крон (около $11 млн.) с помощью банкоматов и анонимных пластиковых карт. Пластиковые карты в количестве 100 тысяч штук должны были быть вложены в бесплатно распространяемую газету "Метро", а ПИН-код сообщен полицией дополнительно. В случае отказа звонивший угрожал массовым отравлением людей в больницах и ресторанах.

9 мая последовал новый звонок. Вымогатель был краток и доказал, что шутить не собирается. По его наводке полиция нашла две спрятанные ампулы с цианидом: одну в телефонной будке на площади Мира, вторую на кухне родильного дома "У Аполинарже".

В дальнейшем информация о ЧП была распространена средствами массовой информации, и страна затряслась в тревожном ожидании. Русскоговорящих, проживающих здесь, чуть успокаивало то, что звонивший говорил без акцента; чехи рассчитывали на благоразумие земляка, придумавшего уникальный, но чрезвычайно опасный способ изъятия денег, позволявший ему снимать до 100 тысяч в день с любого банкомата, даже за границей. Однако все дрожали и дрожат от страха до сих пор.

То, что тихие чехи умеют танцевать криминальное танго, известно давно. В благополучной и спокойной в целом стране взрывают, стреляют, грабят и шантажируют, происходят акты террора. С приходом демократии в этом смысле всё только усугубилось, криминал стал более шумным и изобретательным. Примеров и фактов достаточно.

Днем 2 июля 1990 года на заполненной туристами Староместской площади в Праге взорвалась самодельная бомба, установленная на пьедестале памятника Яну Гусу, несколько человек было ранено. Ровно через два месяца подобная бомба взорвалась в одном из помещений водохранилища в пражском районе "Гостиварж", ранения получили два человека. Виновники преступлений не были найдены.

25 мая 1997 года страшный взрыв произошел в вестибюле санатория "Приснитц" в городе Есеник. Сильно пострадало здание, было ранено 16 из 168 находившихся там человек. Эксперты установили, что взорвалось примерно 10 кг взрывчатки, и в 86 м от эпицентра нашли останки какого-то человека. Потом было определено, что почти бесследно растворился в огненном смерче бывший сотрудник предприятия по изготовлению взрывчатки "Синтезия Семтим" Богумил Шоле. Он много лет страдал психическим заболеванием, регулярно навещал санаторий и ушел из жизни, хлопнув всеми его дверьми. Потом при обыске у него на квартире нашли 55 кг классической взрывчатки, 10 кг модного у террористов семтекса и ящик запалов.

В 1998 году прогремели взрывы в урнах для мусора в Остраве и Праге, было ранено несколько человек. Подрывник пытался шантажировать государство, требуя денег. В конце концов полиция задержала его – Мариан Монцка оказался довольно жалким и тихим существом, как и положено, не вполне нормальным.

Семь лет назад неизвестный злоумышленник застрелил в подземном переходе в центре Праги сотрудницу русской редакции радиостанции "Свобода", только приехавшую из Мюнхена. Два года назад в пражской поликлинике "Высочаны" взорвалась оставленная в коридоре пластиковая сумка; в городе Годонине от взрыва самодельного устройства погибло два человека.

В последнее время в Чехии участились случаи крупномасштабного вымогательства. Так, 30-летний болгарин, постоянно проживающий в стране, пытался шантажировать чешскую "Кока-колу", угрожая через Интернет добавлять в их напитки вещества, опасные для жизни людей, и требуя отступные в размере нескольких миллионов крон. Номер не прошел, вымогатель был задержан.

В марте этого года заявил о себе так называемый оломоуцкий подрывник, который потребовал 10 млн. крон, угрожая серией взрывов в моравском крае. Свои намерения он доказал, заминировав железнодорожный мост в Оломоуце. Тогда же по тревоге утром был очищен от людей Главный вокзал в Праге – приехавшие саперы безуспешно искали семтекс, о котором по телефону сообщил аноним. В Оломоуце полиция в конце концов удовлетворила требования вымогателя: деньги были сброшены с вертолета в указанных местах в 25 пакетах, но остались полностью нетронутыми. Никто за ними так и не явился.

В Чехии пока не "работают" снайперы, подобные вашингтонским стрелкам Джону Аллену Мухаммаду и Джону Ли Малву, не похищают с целью выкупа группы туристов и специалистов, что происходит в Йемене, Чечне и на Филиппинах, не вырабатывают подпольно ядовитый рицин, как это делали экстремисты в Лондоне. Но и того, что происходит у них, чехам вполне достаточно. Аппетиты вымогателей растут, преступные замыслы становятся все более изощренными.

А пока... Пока молчит "пищевой террорист", пришли новые сообщения о преступлениях. 15 мая в городе Усти-над-Лабем 29-летняя женщина ворвалась в студию радиостанции "North music" и открыла стрельбу из пистолета по присутствующим. Ранены двое журналистов, один тяжело. Женщину эту встречали в коридоре студии уже три месяца, на вопросы она не отвечала, зато в злополучный день палила с криком "Всех перестреляю!", пока пистолет не заело. В тот же день 30-летний мужчина в Праге набросился с огромным ножом на 62-летнего психиатра в кабинете последнего в присутствии пациентки. Преступник едва не отрубил врачу левую руку и пробил череп – всё за "неудачное лечение". Жизнь врача вне опасности, но руку, державшуюся на куске кожи, коллеги пришивали ему всю ночь.

Однако, всюду жизнь. Страшная.

Выбор читателей