В Боснии остались нищие и мафиози

В Боснии начинается реализация принципиально новой программы возвращения беженцев. Правительство страны готово предоставить им "режим максимального благоприятствования"




Федеративное правительство Боснии и Герцеговины объявило о начале новой программы возвращения беженцев, покинувших страну во время последней войны на Балканах. По замыслу сараевских властей, лицам, желающим вернуться в свои дома в Боснии, необходимо предоставить "режим максимального благоприятствования". Под этой сухой официальной формулировкой подразумевается выделение жилищных кредитов, бесплатных земельных участков и беспроцентных ссуд для открытия бизнеса. На подобные меры правительство пошло по нескольким причинам.

Во-первых, в стране сложилась кризисная ситуация с квалифицированными кадрами. В настоящее время из Боснии уехали все, кто мог себе это позволить: врачи, ученые, бизнесмены и многие рабочие. Во-вторых, в Сараево возникла демографическая проблема. Население Боснии стареет – многие молодые люди либо погибли во время войны, либо стали вынужденными переселенцами. Возвращаться на родину беженцы не желают – сейчас Босния едва ли не самая бедная страна в Европе.

"У нас нет никаких социальных гарантий, – сказал корреспонденту "Yтра" координатор общественной организации "Нова Босна" Здравко Жежегович, – в стране чудовищная безработица. Шанс найти высокооплачиваемую работу ничтожно мал. Единственное, что может вернуть в Боснию ее граждан, – это правительственные программы поддержки, но ранее все они заканчивались полным фиаско".

Почти в каждом боснийском селении сегодня вы можете увидеть пустующие дома. На вопрос "сколько стоит дом и как его купить?" местные жители с горькой иронией отвечают: "Если нравится – поселяйтесь бесплатно". В городах картина несколько иная: при всей пикантности ситуации, квартиры там стоят достаточно дорого, да и купившему апартаменты в любом случае придется выложить немалые деньги на их ремонт.

Всё здесь напоминает о войне – от вооруженных представителей Международных стабилизационных сил ООН (SFOR), по-прежнему патрулирующих наиболее неспокойные в этническом отношении регионы Боснии, до пресловутых минных полей. В местной прессе довольно часто появляются сообщения о жертвах противопехотных мин, которыми страна была буквально усеяна.

Еще одно порождение войны – преступность. На территории Боснии действуют до 40 криминальных кланов и группировок, которые промышляют в основном разбоем на дорогах и грабежами домов. Многие боснийцы, живущие на периферии, до сих пор боятся ездить в крупные города без сопровождения солдат SFOR – это в прямом смысле опасно для жизни. "В основном преступники – это те люди, которые привыкли к войне, – заявляет пресс-офицер полиции города Тузла Милена Антоновац, – они не могут перестать убивать и грабить... Но мы всеми силами будем стараться искоренить этот порок, порожденный войной".

Местные власти уже действительно сделали для этого очень многое. За последние несколько лет в Боснии и Герцеговине были пойманы десятки известных бандитов, запятнавших себя кровью соотечественников во время войны и продолживших ремесло убийц после окончания оной. Суда ожидают сотни военных преступников.

"Мы создадим все условия для возвращения беженцев. Чтобы они жили на своей земле и никого не боялись, – продолжает госпожа Антоновац, – иначе мы, боснийцы, независимо от того, представителями какой национальности или партии являемся, потеряем свою гордость и веру в будущее. А этого допустить нельзя".

По мнению членов федеративного правительства, в ближайшее время в страну должны вернуться не менее 10 тысяч беженцев. Старики говорят, что это станет началом новой Боснии.

Сараево – Тузла

Выбор читателей