Судьба батарейки

С одной стороны, "Матрица: Перезагрузка" – необычайной красоты зрелище, где случается всё, о чем мечталось. С другой, несмотря на запредельную лихость, смотрится лента с ленцой

Матрица: Перезагрузка (The Matrix – Reloaded)
США, 2003
Режиссеры: Энди и Ларри Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Лоуренс Фишберн, Кэри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Мэтт МакКолм, Джада Пинкетт Смит, Моника Белуччи, Ламбер Уилсон, Хэрри Дж. Ленникс





В прокат вышла "Матрица: Перезагрузка" – продолжение культового технотриллера о бунте живых батареек, гнутых ложках и иллюзорности всего сущего. Три года напряженных съемок в обстановке строгой секретности, из-за которой информация о сиквеле просачивалась по капле в месяц, создали вокруг фильма болезненный ажиотаж. Билеты давно распроданы, пресса весь май переливает из пустого в порожнее, Леонид Парфенов останавливает ладонью пули в прямом воскресном телеэфире... Стараниями видео- и DVD-пиратов еще до премьеры "Перезагрузку" увидело пол-Москвы. Вторая половина собралась в минувшую среду в кинозале "Пушкинский" и вновь убедилась, что всё это – Матрица.

Бездны религиозных цитат, ливень зеленых иероглифов и креветка в пупке Кеану Ривза сделали первую "Матрицу" одним из главных тотемов кинематографа. Жуткая сказочка о будущем, в котором терминаторы победили, а все мы на самом деле не кино смотрим, а пускаем пузыри в чанах с питательной жидкостью, на зрителей влияла по-всякому – нормальные удивлялись, нервные нервничали. Кое-кто даже уверовал и кидался из окон, чтобы машинам не доставаться, или, к примеру, продырявил из обреза родного папу, потому что папа – агент Матрицы. Но большинство осталось ждать "Перезагрузки", в надежде, что Нео все-таки избранный и всех нас спасет.

Братья Вачовски, для которых трилогия о виртуальной реальности – дело жизни, с возложенными на сиквел надеждами обошлись неожиданно. С одной стороны, "Перезагрузка" – необычайной красоты зрелище, где случается всё, о чем мечталось: отважный хакер Нео спит с жесткой женщиной Тринити, люди в черном показывают кунг-фу и эластично отскакивают от стен, а агент Смит опять поправляет черные очки. С другой, несмотря на запредельную лихость, смотрится лента с ленцой. Оно и понятно: пить таблетки уже не надо, Нео поверил в себя, да и человечество, знаем мы, вне опасности – в подземном городе Зеон пляшет четверть миллиона освобожденных от энерго-повинности людей.

Отсутствие глобальных загадок делает весь фильм каким-то мелким – такими бывают многосерийные подвиги героев "Стар Трек", спасающих планеты на завтрак. Нео, которому по программе надо беречь канализационный мегаполис Зеон от возмездия умных машин, гоголем вышагивает по виртуальности, а агентов Матрицы расшвыривает словно нашкодивших щенят. Тринити злобно поджимает губы, когда Нео целует Персефону – пришедшую в себя после "Необратимости" Монику Белуччи. Чудные, зубодробительные побоища навзничь заваливают невнятную сюжетную конструкцию.

Видно, братьям Вачовски сложные трюковые съемки куда интереснее несложной истории: спецэффекты в "Матрице" по-прежнему лучшие в мире. Вачовски, как и вышедший в тираж волшебник Копперфильд, делают невозможное возможным, и их нельзя разоблачить – с их искусством надо просто смириться и потреблять.

На цитаты почти наверняка разойдутся несколько сцен "Перезагрузки" – и это не диалоги о программах. Та, где Нео дубасит железным столбом агента Смита, который дуплицирует себя со скоростью промышленного ксерокса, избавился от наушника и теперь не агент вроде, а вирус с наполеоновскими амбициями. Та, где Нео скачет зайчиком и разнообразно рубит холодным оружием нечисть – вампирскую шушеру. Не забудут погоню по хайвею, строительство которого влетело в несколько миллионов долларов и где Кэрри-Энн Мосс сломала длинную красивую ногу.

В "Матрице: Революции", которая выйдет 13 ноября, мы эту ногу внимательно рассмотрим – пожалуй, она станет главной интригой фильма.

Ведь Нео уже победил. Сегодня Матрица – это просто кино.

Увидеть падение Матрицы можно с 22 мая в лучших кинотеатрах страны.

Посмотреть фильм на языке оригинала можно только в кинотеатре America Cinema.


Выбор читателей