Убей в себе страх

Первый раз прыгнуть легко, последующие – гораздо труднее, реальней осознаётся опасность. А в первый раз с затуманенным сознанием, ничего не соображая, просто вываливаешься из самолёта. Какие там инструкции, тут как зовут – не вспомнишь...




"Вчера за провода зацепился, испугался сначала – вдруг током ударит, – повествовал Сидоров, мой школьный приятель и опытный парашютист. – Минут сорок помучился, прежде чем отцепился. У фермы в навозную кучу приземлялся – тоже удовольствие ниже среднего. А ещё..." Повествование было прервано высоким светловолосым парнем, ехавшим с нами в группе: "А помнишь, неделю назад кто-то на дереве повис, это не...". "Это не я, – отрезал Сидоров, – чужой славы мне не надо". Честно говоря, ни мне, ни моим приятелям, собирающимся совершить первый прыжок с парашютом, подобные откровения оптимизма не добавляли.

Началось всё с книги известного российского психолога, которая была посвящена страхам и тому, как с ними бороться. Из прочитанного я уяснил, что со страхами надо работать аналогично тому, как мы тренируем мышцы или имитируем мозговую деятельность, решая кроссворды. Только для проработки страхов нужны ситуации, которые способствуют выбросу адреналина. Поразмыслив, я решил, что самым оптимальным средством для выделения адреналина, исходя из моих финансовых возможностей и географического района обитания, будут прыжки с парашютом. Пообщавшись на эту тему с приятелями, я обнаружил трёх единомышленников. Один из них – Сергей Сидоров, ездит на прыжки регулярно, а двое других ни разу не прыгали. Это меня несказанно обрадовало, потому как казалось, что падать за компанию будет гораздо приятнее. Мы решили не откладывать задуманное в долгий ящик и в ближайшее воскресенье отправились на прыжки.

Аэродром я себе представлял не так: он скорее напоминал маленькую заброшенную турбазу, о специализации которой напоминали лишь два "кукурузника", одиноко стоящих на краю поля. По прибытии старший группы Олег собрал всех "чайников" для первичного инструктажа, который состоял из нескольких частей. Первые два этапа – теоретический курс и имитация "выхода", которая проводилась из старого корпуса самолета, стоящего на земле, – прошли благополучно. И даже добавили оптимизма, так как Олег объяснил, что смертельных случаев при прыжках с парашютом Д1-5у практически не бывает, правда травмы случаются, особенно в момент столкновения с землёй при неправильной группировке тела. И предложил отработать момент приземления, прыгая с "тумбочек", высота которых варьировалась в пределах одного-двух метров. Тут и появилась "первая жертва парашютного спорта": осваивая полутораметровую "тумбочку", субтильный молодой человек получил перелом пяточной кости и был госпитализирован в амбулаторию ближайшей деревни. После этого случая надежды на благополучный исход предприятия у меня практически не осталось. А после слов Олега о том, что "ветер сегодня сильный и приземление будет жестким", с мыслью о травмах пришлось смириться. Применить знания, полученные в заключительной части инструктажа (как сложить парашют), лично я не надеялся.

После инструктажа десятерых членов группы, включая и меня, облачили в снаряжение, состоящее из основного парашюта, "запаски" и шлема, и погрузили в самолёт. Заработали винты, мы начали медленно набирать высоту, и скоро земля стала похожа на топографическую карту крупного масштаба. "Ну его к черту, этого психолога, – мелькнула у меня мысль, – остался бы дома: выспался, посмотрел телевизор. Куда меня вечно несёт..." Выбрасывались в два захода, я был во втором. Вскоре раздался сигнал, и первая группа встала, готовясь к прыжку. Одновременно мой организм выбросил изрядное количество адреналина и состояние стало близким к алкогольному опьянению. Казалось, что, выпрыгивая из самолёта, люди просто растворялись в бескрайней синеве неба... Выпускающий затащил вытяжные фалы и с грохотом захлопнул дверь. За несколько мгновений скамейка напротив нас опустела.

Первый раз прыгнуть легко; последующие – гораздо труднее, реальней осознаётся опасность. А в первый раз с затуманенным сознанием, ничего не соображая, просто вываливаешься из самолёта – по крайней мере, у меня было именно так. Какие там инструкции, тут как зовут – не вспомнишь... Раздался хлопок, я посмотрел наверх – купол раскрылся, теперь можно наслаждаться видами здешнего края. Ощущения – фантастические. Наверно, ради этого и стоило прыгать...

Готовясь к встрече с землёй, я начал "выруливать" на сухой участок, но "бестолковый" парашют не слушался, и моё счастливоё возращение на землю было омрачено приземлением в огромную лужу. До базы было недалеко; сложив парашют, я побрёл пешком, не дожидаясь машины. На базе мне рассказали свежую новость о том, что один из парашютистов приземлился на крышу фермы. "Сидоров – подумал я, – везёт же человеку на катаклизмы". И действительно, Серёга появился только через час, матеря на чём свет стоит парашютный спорт, фермеров и машину подбора, которая собирает парашютистов только в пределах поля... Лишь на следующее Yтро, отойдя от адреналинового кайфа и выпитого на обратном пути алкоголя, я осознал то, что произошло. Гордость сменялась страхом, но не таким, как вчера, – более реальным. А кроме этого, было приятное ощущение внутренней гармонии и чистоты. Катарсис какой-то. И очень хотелось повторить прыжок ещё раз...

Перед нами простиралась бескрайняя заснеженная равнина. Вдалеке виднелись крыши деревенских избушек, а по белому полю шел негр – чёрный, как битумная смола, в форме натовского солдата. "Сидоров, посмотри, какая удивительная картина жизни!" – окликнул я приятеля. "Парадокс, – вяло отозвался Сергей. – Да ну их к чёрту, твоих иностранцев, из-за них только за зря промотались".

Настроение было – хуже не придумаешь. Приехав на аэродром, мы узнали, что прыжков не будет, так как все самолёты арендованы большой группой студентов из университета Дружбы народов. Крепыш-негр был инструктором и носился между базой и самолётами – тренируя и отправляя в небо то одну, то другую группу иностранцев. Уезжать не хотелось, и мы, стоя на краю поля, с завистью наблюдали за прыжками студентов из дальнего зарубежья.....

Кстати, парашютный спорт не такой опасный, как кажется снизу. По количеству травм он уступает, к примеру, футболу. Хотя, конечно, никто не застрахован... Однажды на аэродром приехали парень с девушкой. Молодой человек, бывший десантник, уговорил любимою прыгнуть с парашютом. У девушки всё прошло отлично, а её суженый сломал ногу, попав при посадке в звериную норку. Это случайность, но бывают травмы из-за того, что парашютист, паникуя, не выполняет элементарных инструкций. Случай с Настей вошел в классику историй о "перворазниках". Когда девушка собиралась на первый прыжок, её мама, заботясь о ребёнке, делилась своими мыслями о безопасности: "Чего ждать-то, откроется парашют или нет, ты сразу и запасной вытаскивай, а главный раскроется – так одна голова хорошо, а две лучше". Наставления матери закрутились у Насти в голове, когда она стояла в проёме и готовилась к прыжку. С криком "мама!" девушка дернула кольцо запаски. Купол, поймав поток воздуха от винтов, выдернул ее из самолёта, и, зацепившись рукой за край двери, она сломала палец. Однако основной парашют раскрылся, и Настя благополучно приземлилась. Девушке очень повезло, что стропы основного и запасного парашютов не запутались между собой, иначе конец у этой истории мог бы стать трагическим. Конечно, случаи со смертельным исходом здесь бывают, но не чаще, чем в обычной жизни.

Кстати, Сидоров сделал чуть меньше пятидесяти прыжков, попадая через раз в забавные, но опасные ситуации, – и ни царапины. А ногу сломал, попав под такси, на котором приехал домой. Зимой, выходя из машины, он поскользнулся и упал под отъезжающий автомобиль. Уже четыре месяца ходит в гипсе. Прыгать, естественно, перестал, так как в самолет на костылях не пускают.

Вот и получается, что человек, прыгая с парашютом, рискует не больше, чем проходя ежедневный маршрут "дом – работа". Что опаснее – судите сами.

Выбор читателей