Россия еще сильнее сядет на сырьевую иглу

Вступление в союз еще 10 стран создаст новые торговые барьеры для России, в виде квот и антидемпинговых мер. Это может привести к усилению зависимости РФ от экспорта энергоносителей




Предстоящее расширение Европейского союза может привести к усилению зависимости России от экспорта энергоносителей, предостерегает специалист Стокгольмского института экономики Карл Хэмилтон. После вступления в ЕС в 2004 г. еще 10 членов, в основном государств бывшего социалистического лагеря, на рынок, объединяющий уже 23 страны, будет приходиться почти половина всего российского экспорта. Однако львиная его доля (69% от поставок в государства Евросоюза и страны-кандидаты на вступление) приходится на нефть и другое природное сырье. А природа торговых отношений между ЕС и Россией отнюдь не способствует изменению ситуации.

"В расширенном ЕС Россия столкнется с новыми нетарифными барьерами своему экспорту в форме антидемпинговых мер и квот на сталь", - говорит шведский экономист в докладе для Центра экономико-политических исследований. Согласно его подсчетам, в тарифном эквиваленте антидемпинговые меры составят 16-21% в Венгрии, 5-7% в Польше, 9-17% в Чехии, 23% в Словении и от 2% до 9% в Эстонии.

Напомним, ЕС установила ограничения на импорт из России твердого картона, стали и некоторых продуктов химической промышленности. С недавних пор основным предметом противоречий становится сельское хозяйство, которому в Европейском союзе уделяется особое внимание. Агрономическая сфера уже чуть не стала причиной крупного конфликта: в начале 2003 г. Евросоюз увеличил тарифы на импорт российского и украинского зерна. В ответ Москва квотировала импорт мяса из стран ЕС. Учитывая тот факт, что благодаря рекордным урожаям последних лет и поддержке Всемирного Банка Россия заявила о себе как о крупном и вполне конкурентоспособном экспортере зерна, в будущем это обещает стать серьезной проблемой.

Российская экономика, по меркам Европейского сообщества, относительно невелика. По размерам ее можно сравнить с экономикой Нидерландов или с совокупным ВВП 10 кандидатов на вступление. Для решения вышеизложенных проблем, ЕС предлагает России вступить в Европейское экономическое пространство. Москва это решение поддерживает. Однако, по мнению Хэмилтона, его реализация принесет РФ больше вреда, чем пользы. Принимать Россию в ЕС никто не собирается. А положение, при котором Москве придется исполнять законы Евросоюза, не имея при этом права участвовать в их создании, станет источником неоправданно крупных неудобств. "Внутреннее напряжение и политическая энергия, которую придется затратить в России на объяснение и защиту внутри страны идеи постоянного выполнения законов ЕС, вероятно, окажутся слишком велики", - говорит Карл Хэмилтон.

Выбор читателей