Жертвы глянца женского

Очередная романтическая комедия предлагает прогулку в мир, где принято готовить по секретным рецептам из "Harper`s Bazaar", одеваться по заветам "Cosmopolitan", воспитывать детей по методике "Marie Claire" и влюбляться по сюжетам "Секса в большом городе"

Как избавиться от парня за 10 дней (How to lose a guy in 10 days)
США – Германия, 2003
Режиссер: Дональд Петри
В ролях: Кейт Хадсон, Мэтью МакКонахи





Такое явление как женский глянец одновременно и гениально, и нелепо. Продукт, идеально заточенный под выполнение функций лучшей подруги, стал постоянным спутником любой женщины, будь она амбициозной и успешной или, наоборот, плаксивой размазней с грузом комплексов.

Бумажная подруга профессионально изложит советы во всех областях жизни современной женщины, развлечет и рассмешит, выслушает жалобы и обязательно ответит на них в следующем номере – мечта, не правда ли? Вместе с тем, женские журналы с их задушевным тоном "послушай, подружка...", призванные сделать из читательницы героиню собирательного телесериала, остаются, в отличие от все более агрессивного мужского глянца, беззащитным объектом для насмешек.

Романтическая комедия "Как отделаться от парня за 10 дней" показывает изнутри мир, который неизменно, из месяца в месяц, выстраивают на конвейере глянцевой редакции. Мир, где принято готовить по секретным рецептам из "Harper`s Bazaar", одеваться по заветам "Cosmopolitan", воспитывать детей по методике "Marie Claire" и влюбляться по сюжетам "Секса в большом городе". В последнем, что характерно, героиней стала как раз колумнистка глянцевого журнала. Здесь же перед нами предстает коллега телевизионной Кэрри, молодая идеалистка Энди Андерсон (Кейт Хадсон), пишущая в образцовый глянцевый журнал "Composure" ежемесячные советы вроде "как заговорить зубы дорожному инспектору" и "как совладать с будущей свекровью".

Как выясняется, у ведущих сотрудниц глянца, которые как никто должны знать все секреты счастливой женской доли, тоже может быть не все ладно в жизни. Энди мечтает о звездной журналистской карьере, порывается писать не о бабских шмотках, а о серьезных вещах, скажем о войне в Ираке, но пока ее неизменно осаживает надменная редакторша, будто выписанная из сериала "Династия".

Не секрет, что ключ к успеху рубрик наподобие "советов от Энди" – это подход к теме с позиции самой обыкновенной женщины, которая сталкивается с теми же проблемами, что и "дорогие читательницы", только решает их умнее. И Энди приходится примерять все исследуемые ситуации на себе. На очередной редакционной летучке она, чтобы успокоить свою коллегу и подругу, комплексующую ревунью, от которой только что сбежал парень, берется за тему "Как отделаться от парня за полторы недели", задумав будущий текст как энциклопедию "Что не надо делать, чтобы испортить отношения". Условие – она должна сама сначала подцепить, а потом довести до белого каления обычными женскими причудами статистически подходящего бедолагу.

В другом офисе преуспевающий рекламный агент Бен (Мэтью МакКонэхи) насмерть грызется с двумя стервозными лисами за контракт своей жизни – кампанию по раскрутке брильянтов DeLawer. Дабы убедить своего босса, что он лучше всех в округе знает подход к женским сердцам, он заключает пари, согласно которому влюбит в себя любую девушку, на которую ему укажут завистницы. Прослышав о задании Энди, они тут же тыкают пальцем в вон ту симпатичную блондинку. Условие: через десять дней на презентации бриллиантов Энди должна сиять от любви к Бену.

Получив такую стартовую установку, образцовая американская романтическая комедия со своими образцовыми преуспевающими героями без труда разгоняется по накатанным рельсам. Режиссеру Дональду Петри, за спиной у которого "Мисс Конгениальность", легко дается легкомысленный жанр. При всей своей незамысловатости, знатная романтическая комедия должна умело балансировать между ненавязчивым пикантным юморком и сверкающей демонстрацией золотой американской ценности – большой, красивой и здоровой любви. Рассказывать историю о том, как Энди отделывается от парня, Петри немного легче, чем обычно: комический стержень берет на себя сама интрига, и, соответственно, появляется возможность сыграть добротную комедию положений, не распыляясь на дешевые клоунские шутки или "анально-генитальную" тему.

Энди и Бен, не догадываясь о пари друг друга, начинают эту игру без особого энтузиазма, как абсурдистский фарс:

Энди: Привет, я Энди.
Бен (многозначительный кивок): Здорово, я Бэн.
Энди: О-о-о, круто!
Бен: Да!
Энди: Я про имя.
Бен: О, спасибо. Поехали, поужинаем?

Но, разыгрывая свои роли, Энди и Бен не соблюдают требуемый для комедии положений баланс, для которого нужно, чтобы каждая реплика была меткой и как бы случайной. Виноват, судя по всему, сценарий, по которому ведущая роль досталась Энди.

Кейт Хадсон, легко превзошедшая в смазливости свою маму Голди Хоун, убедительно строит из себя законченную дурочку, "достающую" своего парня по самой жестокой методике. Она отправляет Бена за колой в кульминационный момент баскетбольного матча, водит на концерт Селин Дион и скучнейшую мелодраму "Неспящие в Сиэтле", обставляет квартиру пассии плюшевыми зайцами и мишками, старательно изображает вегетарианку. В самый ответственный момент называет его член Принцессой Софией, чем наносит Бену серьезную душевную травму, с которой он не справился до самой развязки фильма. Наконец, в нокаут бедного рекламного агента призвана послать китайская собачка, писающая на его любимый биллиардный стол. Писающая собачка – это такой архетип, индикатор умеренной пошлости, призванный указать на позиционирование фильма. Не "Американский пирог", но все же.

А вот актеру МакКонахи досталась совершенно, увы, пассивная роль. Согласно пари, всё, что ему остается делать, – это стойко терпеть совершенный идиотизм своей избранницы поневоле и окучивать ее стандартными донжуанскими приемами. Соответственно, напряженной партии в пинг-понг уже не получится. К тому же мачо из топорно обструганного МакКонахи с одним выражением – "неотразимая победная улыбка" – на весь фильм получается, ну, неубедительный.

Среди всей этой посредственности сомнительной ценности проглядывает одна остроумная тема – то, с чего мы и начинали. Петри снял остроумную и даже где-то вызывающую пародию на женский глянец, а из редакции "Composure" получился замечательный собирательный образ всех дорогих глянцевых журналов.

Склонные к псевдоавтобиографическим текстам колумнистки могут стреляться: впервые их столь безжалостно и цинично разоблачили.


Премьера – 6 июня в кинотеатре "Прага". После – в кинотеатрах Москвы.

Выбор читателей