Европа пересядет на российские самолеты

Airbus и группа компаний "Каскол" объявили об открытии совместного инженерного центра. Поначалу в нем будут проектироваться интерьеры салонов лайнеров, но россияне надеются поучаствовать и в создании самолетов




В Москве открылся инженерный центр компании Airbus, второго по величине в мире производителя самолетов. Airbus, акционерами которого являются европейские аэрокосмические концерны EADS и BAE Systems, владеет контрольным пакетом акций созданного предприятия. Совладельцем "новорожденного" является российская группа компаний "Каскол". На первых порах центр будет проектировать интерьеры салонов лайнеров, заниматься расчетами нагрузки на обшивку и разрабатывать пневматические системы для различных типов летательных аппаратов. "Все, что можно увидеть и потрогать в салоне и туалете, будет разрабатываться здесь, в Москве. Интерьер - один из важных элементов самолета", - подчеркнул исполнительный директор Airbus Густав Хумберт, выступая на церемонии открытия центра.

Однако россияне надеются, что в дальнейшем им удастся поучаствовать и в конструировании и создании самих воздушных лайнеров. Открытие инженерного центра с поэтическим названием "Икар" "создает предпосылки для изготовления не только узлов и агрегатов, потом, надеюсь, мы сможем совместно с известной компанией Airbus создать и самолет, - заявил вице-премьер правительства РФ Борис Алешин. - Правительство России придает большое значение кооперации наших предприятий с европейскими. Я рад, что мы начали с обмена высокими технологиями, а это значит, что и Россия, и европейские страны станут технически более сильными. Это создает интеллектуальную среду, которая будет тиражироваться совместными достижениями".

Вопреки трудностям, отечественная наука по-прежнему способна генерировать идеи и создавать новые технологии. Однако продавать готовую продукцию мы практически не умеем. Создатели инженерного центра надеются, что он поможет вывести российские технические достижения на мировой рынок. "Икар" оснащен самым современным оборудованием. На данный момент он занимает площадь в 1 тыс. кв. м, в штате, помимо управленческого персонала, работают около 30 инженеров-конструкторов. К концу 2004 г. площадь центра удвоится, а количество российских инженеров вырастет до 100.

Кризис в мировой индустрии авиаперевозок, начавшийся после 11 сентября 2001 г., и усиленный войной в Ираке и эпидемией атипичной пневмонии, не помешал Airbus строить планы по расширению присутствия на мировом рынке к концу 2003 г. с 50% общего объема продаж до 60%. "Мы твердо стоим на ногах. Мы готовы к прыжку, чтобы к 2006 г. стать первой компанией в мире по продажам всех видов самолетов", - заявил Густав Хумберт.
Эти амбиции не лишены оснований. Возможно, одним из покупателей продукции Airbus станет ирландская авиакомпания Ryanair, лидер рынка дешевых авиаперевозок. Выполняющая в основном внутренние рейсы, она, в отличие от крупных международных перевозчиков, практически не пострадала от кризиса. По итогам 2002 г. чистая прибыль выросла на две трети и составила 239,4 млн евро ($281,4 миллионов). Теперь Ryanair намерена в течение трех лет обойти европейских гигантов British Airways и Lufthansa по объему перевозок. Согласно расчетам экспертов компании, в ближайшее время число пассажиров, пользующихся ее услугами, увеличится с 16 млн до 24 млн в год. Кроме того, Ryanair собирается расширить географию полетов. Так, этим летом она будет осуществлять рейсы в 125 европейских городов. Такой прорыв стал возможным после приобретения компании Buzz. И, наконец, Ryanair обещает в очередной раз снизить цены на авиабилеты. При том что в прошлом году тарифы были сокращены на 6%.

Дешевые авиакомпании становятся серьезной угрозой для традиционных авиаперевозчиков. Затянувшаяся стагнация, а то и спад наиболее развитых мировых экономик заставляет пассажиров поступаться комфортом ради экономии. Попытки снизить цены на билеты ощутимо уменьшают прибыли. И даже те, кому еще удается держаться на плаву, достигают этого дорогой ценой – путем массовых увольнений и продажи различных подразделений. На днях British Airways была вынуждена продать немецкое отделение своей компании DBA за смешную сумму в 1 евро.

Выбор читателей