Автономные округа – мина под ВВП

В нынешних российских условиях преобладания сырьевого экспорта совершенно естественно получаем главный вопрос момента: как нам обустроить Север России, поскольку именно оттуда наша страна получает львиную долю экспортной выручки




Президент поставил задачу – удвоить ВВП. В нынешних российских условиях преобладания сырьевого экспорта совершенно естественно получаем главный вопрос момента: как нам обустроить Север России, поскольку именно оттуда наша страна получает львиную долю экспортной выручки. Вопрос обустройства Севера тоже легко и плавно перетекает в проблему автономных округов.

Автономные округа в составе областей (краев) представляют собой реликт затратной советской системы хозяйствования и неэффективного административно-территориального деления. В настоящий момент автономные округа можно разделить на две категории: сырьевые регионы-доноры (Ненецкий АО, ЯНАО, ХМАО, Таймырский АО, Эвенкийский АО) и депрессивные (Коми-Пермяцкий, Агино-Бурятский, Корякский). И в том, и в другом случаях существование АО с точки зрения экономической целесообразности и эффективного административного управления не отвечает современным реалиям.

Что касается депрессивных регионов, то для них "момент истины" уже настал: бедность и безысходность ускорили интеграционные процессы. Так, Коми-Пермяцкий АО и Пермская область не только заявили о намерениях, но и начали процедуру объединения в один субъект – Пермский край. С бедными округами все более-менее ясно, бедность – понятие конкретное, пути выхода из нее известны, интеграция с относительно благополучным соседом лежит на поверхности. Но и спокойная жизнь регионов-доноров – штука обманчивая. Вообще, само существование автономных округов в составе областей представляется вредным атавизмом. Попробуем размотать клубок автономных проблем.

Социально-экономический аспект

"Избыточные" деньги зачастую являются причиной неоправданных инвестиций в ряд корпоративных объектов: аэропорты с амбициями придания им статуса международных, ведомственные гостиницы, культурные комплексы. Например, администрация Ханты-Мансийского АО решила – а чего теряться-то! – заиметь свой остров в Черном море. Остров иметь, конечно, хорошо, только на его обустройство уйдет $58 миллионов. И это при сокращении северных льгот, вялотекущей программе переселения и общем старении Севера.

К тому же, и это, пожалуй, понимают уже все, ресурсы исчерпаемы. Крупные сырьевые компании в порыве рыночного эгоизма уйдут в другие сырьевые провинции, а что дальше будет происходить с северными городами и их населением?

Материально-производственный аспект

Огромные затраты на электроэнергию не только ложатся тяжким бременем на муниципальные бюджеты, но и поднимает в цене сырьевую единицу - баррель, тонну и кубометр. Наша нефть, например, давно не конкурент нефти арабской. И, раз уж мы заговорили о себестоимости и отдаче, не забудем отметить, что сложное административно-территориальное деление, которое обуславливает различия в законодательстве, позволяет крупным сырьевым компаниям искусно маневрировать между АО и областями. Они выискивают наиболее удобные условия налогообложения, а также нестыковки и лазейки, и вполне законно уходят от налогов.

Административно-управленческий аспект

"Матрешечная" структура с собственными органами управления, законодательной и судебной властями напоминает гигантских динозавров, которым, чтобы повернуть голову, необходимо произвести огромное количество мышечных сокращений. В конце концов, на содержание всех этих структур уходит много денег. А в условиях падения цен на нефть и получения крупнейшим потребителем "черного золота" США доступа к дешевому иракскому сырью, снижение себестоимости является чуть ли не основным фактором стабильного спроса на российскую нефть, а, следовательно, стабильности отечественной экономики.

Итак, федеральному центру нужен отлаженный, экономически эффективный северный механизм, позволяющий решить главную задачу ближайшего десятилетия – удвоение ВВП. Все эти глобальные проблемы предусматривают решение одной задачи – уменьшение себестоимости сырьевой единицы. Необходимо в ближайшее время, если мы хотим достойно и своевременно ответить на вызовы времени, пересмотреть порядок размещения производительных сил, перейти на вахтовые методы освоения: работать на Севере, жить в крупных областных городах, решив таким образом проблему миграции населения. Это возможно только при положительном решении вопроса укрупнения регионов, поскольку реализация вышеуказанных задач само собой упразднит АО за ненадобностью.

Итак, укрупнение – вопрос времени. Единственное, от чего предостерегают некоторые политики и "северные" специалисты – это от торопливого бездумного объединения. Валентина Иванова, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления: "Именно экономический фактор объединения территорий должен быть поставлен во главу угла. Этот фактор должен быть увязан с налоговыми изменением, ресурсным потенциалом. Только в этом случае изменения в административно-территориальной карте России смогут привести к решению проблемы двукратного увеличения ВВП".

Валерий Кулешов, директор института экономики и организации промышленного производства СО РАН, академик РАН: "Вопрос удвоения ВВП – увеличение нагрузки на сырьевой сектор, а практически весь сырьевой сектор – север России. В основе экономики севера должны лежать высокие технологии, крупные инвестиционные проекты, рентные платежи".


Выбор читателей