Сирия ищет место на "карте"

В последние дни официальный Дамаск прикладывает максимум усилий для того, чтобы "вписать" Сирию и Ливан в план урегулирования палестино-израильского конфликта




В последние дни официальный Дамаск прикладывает максимум усилий для того, чтобы "вписать" Сирию и Ливан в план урегулирования палестино-израильского конфликта. Эта тема была основной в беседе министра иностранных дел страны Фарука аш-Шары и специального представителя МИД России Андрея Вдовина, состоявшейся на этой неделе в сирийской столице. (Как, впрочем, и на состоявшейся ранее встрече посланника ЕС Мигеля Моратинеса с ливанским марионеточным просирийским руководством.) Судя по словам Вдовина, сирийцы страстно желают, чтобы в повестку дня ближайшей встречи представителей "квартета" (ЕС, США, Россия и ООН), которая состоится 22 июня в Аммане, попал вопрос о включении Сирии и Ливана в процесс урегулирования.

Какова связь между Сирией, Ливаном и "дорожной картой"? Российским журналистам Вдовин выдал весьма абстрактное объяснение: "При всей важности и первостепенной значимости палестинского направления, реальный мир в регионе невозможен без решения проблем, существующих на сирийско-израильском и ливано-израильском направлениях. Прочный мир в регионе может быть только всеобъемлющим и основанным на принципе "земля в обмен на мир".

Израиль пока не находится в состоянии войны с Ливаном. И вроде бы никаких проблем "земельного плана" с этим государством у него нет. Кроме, разумеется, требований спонсируемой Сирией и Ираном "Хезболлы" – ее лидеры требуют передачи Ливану признанной ООН израильской территории у фермы Шабаа. Сирия, как всегда, хочет Голанские высоты. Но при чем тут палестино-израильский конфликт?

Связь, как выясняется, есть. По словам Андрея Вдовина, "Фарук аш-Шара позитивно реагировал на призыв, чтобы Дамаск сыграл конструктивную роль в проходящем сейчас межпалестинском диалоге с целью прекращения огня".

Еще в конце прошлой недели госсекретарь США в ходе телефонного разговора с аш-Шарой в крайне резкой форме потребовал от Дамаска прекращения любой помощи исламским террористическим организациям, действующим как в Ливане, так и на территории ПА. За день до этого аналогичные требования были предъявлены министрам иностранных дел Египта, Иордании и Саудовской Аравии. Только, в отличие от этих трех государств, Сирия фигурирует в американском списке стран, поддерживающих террор.

В Дамаске расположены более трех десятков офисов различных террористических группировок, включая ХАМАС, "Исламский джихад", НФОП, ДФОП и т.д. В конце апреля Пауэлл уже обращался к сирийскому руководству с требованием о немедленном их закрытии. В ответ сирийцы направили в США Бутейну Шаабан – ответственную за связи со СМИ при МИДе Сирии. Она развернула пропагандистскую кампанию, в ходе которой утверждала: представительства ХАМАС и прочих группировок лишь заботятся о 500 тысячах палестинских беженцев на территории Сирии. А в начале мая месяца официальный Дамаск заявил, что закрыл эти офисы. (Как выяснилось чуть позже, они были закрыты только на пару дней.)

После неудачного покушения на Абд эль-Азиза Рантиси израильские спецслужбы предоставили США подробную информацию о "международной" деятельности этого лидера ХАМАС. В частности, необходимость в его ликвидации объяснялась тем, что именно он координирует контакты между офисами ХАМАС в Дамаске и на "территориях". После этого Пауэлл и выступил с резким "наездом" на сирийское руководство. Настолько резким, что Башар Асад при посредничестве саудовцев обратился за помощью к Франции. Но отношения Парижа и Вашингтона пока остаются натянутыми, поэтому всё французское заступничество вылилось в критические реплики пресс-секретаря министерства иностранных дел Франции Катрин Колон по поводу "американской политики в отношении Сирии". Г-жа Колон заявила, что французский президент Жак Ширак отметил "исключительную серьезность американских угроз" и подчеркнул, что этим угрозам нужно дать "сильный отпор".

О каком отпоре идет речь, не ясно. А вот о каких угрозах – понять легко. Посредством тех же саудовских контактов Башар Асад попытался выяснить, что именно собираются предпринять американцы в отношении Сирии. Полученный ответ выглядел по меньшей мере двусмысленно. В среду советник главы Пентагона Ричард Перл заявил, что США не собираются атаковать Сирию и Иран – страны, поддерживающие террор. Но, с другой стороны, он добавил, что Вашингтон оставляет за собой право на "мирные мероприятия".

О чем может идти речь? Например, об антиправительственных выступлениях, которые в последнюю неделю нарастают в Иране. Вашингтон, кстати, выразил полную поддержку оппозиционерам, отрицая при этом свою причастность к организации подобных акций.

Асад вполне осознает, что выступления такого масштаба в Сирии ему не сдержать. Режиму, вся официальная идеология которого строится на возвращении утраченных 36 лет назад Голанских высот, все труднее закрывать рты тем, кто требует сначала заняться экономикой, находящейся в страшном упадке, а уж потом разглагольствовать о "происках сионистов". Подавить же массовые выступления, пользуясь старыми отцовскими "танковыми" методами, Башару просто не дадут.

Поэтому сирийское руководство, оценив решимость администрации Буша добиться реализации "дорожной карты" за год с небольшим, оставшиеся до выборов в США, решило попросту словить "тремп" в мирном процессе. При посредничестве Европы и России, по сути откинутых Бушем на обочину "карты", ведь их "коспонсорство" в процессе чисто номинальное. Египет, Иордания и Саудовская Аравия – основные арабские игроки – контролируются США. Сирия и Ливан, по замыслу Дамаска, станут такими игроками для европейцев и россиян. Таким образом "дорожная карта" распространит свой иммунитет и на режим Башара Асада. Тот же иммунитет, который получила Саудовская Аравия, не раз уличенная в связях с международными террористическими организациями.

Удастся ли это сирийскому диктатору, мы узнаем на следующей неделе, после саммита представителей "квартета" в Аммане.

Выбор читателей