На дне

"Глубина" – фильм о том, что может поджидать ограниченный контингент людей в толще вод кроме рыб, планктона и глубинных бомб. Истерзанная подлодка плывет неведомо куда; у членов экипажа постепенно съезжает крыша...

Глубина (Below)
США, 2002
Режиссер: Дэвид Туи
В ролях: Мэттью Дэвис, Оливия Уильямс, Брюс Гринвуд





В начале июня нам скармливали свежие фантазмы с мозговой подкорки Стивена Кинга, в конце – устроили калейдоскоп трэша. Июль начинается с погружения в пучину морскую. На экранах столицы "Глубина" – фильм о том, что может поджидать ограниченный контингент людей в толще вод кроме рыб, планктона и глубинных бомб.

В Голливуде кино о нелегких буднях подводников принято снимать с размахом: много трюков, эффектов, хлещущей воды и пафоса. Желательно также, чтобы действие разворачивалось во время Второй мировой. Первые полчаса "Глубина" исправно следует канону. Подлодка "Тигровая акула" – гордость американского флота. Механизмы работают идеально, боезапаса достаточно, чтобы потопить внушительную флотилию, обшивка сверкает, полы надраены, подводники – вышколенные патриоты с мужественными лицами. Потопив одинокий корабль немцев, счастливый экипаж берет курс к родным берегам в предвкушении медалей и повышений.

По пути придется принять на борт гостей: с тонущего английского плавучего госпиталя спаслись миловидная, но подозрительная женщина-медик и израненный, злобно на всех косящийся фриц. После этого случаются неприятности. Много неприятностей. За "Тигровой акулой" начинают охоту появляющиеся из ниоткуда эсминцы, которые следуют за ней по пятам и никак не отвяжутся. Заодно чертовщина начинается на самой лодке. Ни с того ни с сего ломается сонар, дает течь смазочная система, отказывают помпы, а руль после крутого маневра остается в руках рулевого. Истерзанная подлодка плывет неведомо куда; у членов экипажа постепенно съезжает крыша, и они уже не знают, чего опасаться больше: глубинных бомб, гостей, явно не приносящих удачу, затесавшегося в команду диверсанта или разгуливающего по коридорам призрака первого капитана, погибшего при странных обстоятельствах.

Однако "Глубина" – это не примитивный подводный боевик, слепленный из дешевого героизма, компьютерных взрывов и аттракционов типа "Побег от торпед". Взрывы – просто фон, на котором в отсеках лодки то и дело маячат пугающие тени, звучат голоса и раздаются странные шорохи. Нарядные подводники начинают гибнуть штабелями из-за последовательных полтергейстов.

В свете повальной моды на возрождение полузабытых жанров и эксперименты по их скрещиванию "Глубина" смотрится вполне адекватно и весьма достойно. Режиссер Дэвид Туи, чья "Черная дыра", по мнению некоторых критиков, уделала всю серию "Чужих", в этот раз точно не страдает гигантоманией и предпочитает перенести интригу с морских просторов в тесные отсеки "Тигровой акулы". К сценарию приложил руку Даррен Аранофски, снявший культовые фильмы "Пи" и "Реквием по мечте". Будучи известным экспериментатором, он задался целью скрестить подводную браваду с классическим жанром "дом с призраками". Коктейль получился убедительный.

На глубине в полкилометра, в подводной лодке с отказавшими механизмами рассудок могут сохранить только самые стойкие и суровые мужчины. Но и они теряют голову, когда появляется Нечто, одержимое ненавистью к экипажу и преследующее свои загадочные цели. Взбесившиеся механизмы одного за другим убивают моряков; оставшиеся в живых бросаются друг на друга или строят бредовые гипотезы по поводу происходящей чертовщины. Стуки и скрежет по обшивке, которые могут быть и звуком шуршащих по дну тралов, и порождением неспокойного духа, нагоняют столько саспенса, что опасность отчетливо чувствуется позвоночником...

Там, где мистер Кинг ныряет в исследование подсознания, "Глубина" обрушивает на зрителей ворох старинных, но действенных приемов, воссозданных в непривычной обстановке. И нам от этого страшно и хорошо. Страшно хорошо.


Смотрите в июле в кинотеатрах столицы.

Выбор читателей