Даже в Африке воруют по-русски

37% компаний по всему миру сталкивались с экономическими преступлениями. Наиболее широко распространено обычное воровство




Каждая третья компания в мире пострадала от экономического мошенничества. Таковы неутешительные результаты исследования, проведенного PricewaterhouseCoopers, в рамках которого в 50 странах мира было опрошено более чем 3,6 тыс. руководителей предприятий, финансовых директоров и должностных лиц, ответственных за выявление и профилактику экономических преступлений. Согласно полученным данным, 37% компаний сталкивались с экономическими преступлениями. Больше всего воруют в Африке (51%) и в Северной Америке (41%). В общем, воровство – это не только наша национальная беда, воровать не хуже россиян умеют и во многих других государствах.

Именно воровство (неправомерное присвоение имущества), по данным PwC, распространено наиболее широко. От него пострадали 60% компаний, сообщивших о случаях мошенничества. На втором месте стоит искажение финансовой информации. Каждая десятая организация сообщила о подобных инцидентах за последние два года.

Больше всего уязвимы перед мошенниками крупные фирмы, численность персонала которых превышает 1000 человек. 52% из них сообщили об экономических преступлениях за последние два года. Среди более мелких компаний это цифра составляет лишь 37%. По мнению экспертов PwC, это объясняется, в частности, тем, что крупные компании занимаются инвестиционной деятельностью на малознакомых зарубежных рынках. Кроме того, большие структуры труднее поддаются контролю. Закономерно, что чаще других подвергаются атакам экономических преступников организации, занимающиеся финансовой деятельностью. Так, каждый шестой банк сообщил о выявлении случаев "отмывания денег" за последние два года.

Проблема в том, что финансовые потери в результате экономических преступлений не всегда поддаются оценке. Например, это сложно сделать, если мошенничество было совершено в Интернете. Кроме того, такие убытки редко удается возместить (лишь 9% пострадавших компаний сумели возместить более 80% понесенных убытков).

К тому же подобные инциденты отражаются не только на финансовом положении организации. Весьма серьезными могут оказаться и нематериальные последствия. Такие, например, как снижение морального духа персонала компании, испорченная репутация, а также ущерб деловым отношениям. Треть опрошенных менеджеров сообщили о долгосрочных производственных последствиях экономических преступлений, а 47% заявили, что мошенничество оказало долговременное влияние на биржевой курс акций их компании.

К сожалению, как показало исследование, фирмы сами склонны недооценивать опасность. Большинство из них недостаточно подготовлено к выявлению и предотвращению экономических преступлений. Например, менее 30% проводили обучение представителей своего высшего руководства, ответственного за финансово-экономическую безопасность предприятия. Люди больше полагаются на кодекс поведения и политику в отношении этических принципов. Между тем, они, хотя и являются основой добросовестного бизнеса, сами по себе могут быть недостаточно понятными и трудно осуществимыми для персонала.

"Мошенничество может оказывать существенное и долгосрочное воздействие на коммерческие предприятия, на биржевой курс акций и на репутацию. Компании, которым посчастливилось не стать жертвой мошенничества, должны учиться у тех, кто пострадал от этого, развивать программы управления рисками потерь от мошенничества, чтобы успешно противостоять постоянной угрозе экономических преступлений", - резюмирует Рик Хелсби, руководитель Всемирной группы PwC по оказанию услуг в области исследований и выявления экономических злоупотреблений.

Выбор читателей