Крепче спишь – лучше учишься

Прав был герой Фонвизина: ни к чему истязать себя всенощным бдением над книгами - лучше правильно и вовремя поспать. Подтверждение этому нашли ученые из университета Пенсильвани




Прав был герой Фонвизина: ни к чему истязать себя штудиями и всенощным бдением над книгами, лучше правильно поспать. Подтверждение этому нашли ученые из университета Пенсильвании (США). Им удалось получить доказательства того, что способность усваивать новый материал напрямую зависит от качества и количества сна. Во всяком случае, у мышей, на которых ставили эксперименты. Их учили разным новым трюкам и фокусам, а затем делили на две группы: первую укладывали спать, а другую заставляли бодрствовать дальше, не утруждая при этом новыми заданиями. Потом с мышей строго спрашивали "пройденное". Ну и вот: хорошо выспавшиеся грызуны усваивали уроки на порядок лучше измученных бодрствованием собратьев.

Ученые установили также зависимость между продолжительностью сна и временем бодрствования. Спать нужно не менее 5 часов (но это ведь мышам, а людям, надо полагать, гораздо больше - пропорционально массе?). За это время мозг успевает спокойно и аккуратно разложить всю полученную информацию по полочкам, чтобы быстро ее извлечь в нужный момент. Но основной задачей экспериментаторов из Пенсильвании было, конечно же, не научить мышей новым трюкам, а установить, какие зоны головного мозга отвечают за обработку и сохранение новой информации. Как они сами считают, им это удалось.

Итак, если организм не получает заслуженного 5-часового отдыха, то впадает в состояние потери "контекстуальной памяти", то есть частично теряет ориентацию в пространстве и перестает адекватно воспринимать окружающий мир. А вот на так называемую "сигнальную память", отвечающую за восстановление отдельных событий или явлений, отсутствие сна не влияет. Это привело ученых к выводу о том, что сон регулирует активность той части мозга, которая тесно связана с обучением.

Читайте также

Выбор читателей