СПИД будем лечить "Виагрой"

Выпускать лекарства для больных экономически невыгодно. Поэтому крупные фармацевтические компании все больше ориентируются на здоровых и производят витамины и препараты для предупреждения заболеваний




Производители лекарств во всем мире все больше ориентируются не на больных людей, а, как ни парадоксально это звучит, на здоровых. Согласно исследованиям международной неправительственной организации Rural advancement foundation international (RAFI), за период с 1975 по 1996 гг. фармацевты выпустили на рынок 1233 новых медицинских препарата. Но лишь 13 из них предназначены для лечения серьезных тропических болезней, ежегодно уносящих жизни миллионов людей.

К сожалению, подобной практике следуют практически все крупные фармацевтические компании. И причина тому банальна - деньги. Рынок лекарств является одним из самых дорогих. Как правило, даже очень бережливые люди не экономят на здоровье. Причем, благодаря усиленной пропаганде здорового образа жизни, в богатых странах в последнее время первостепенное внимание уделяется не лечению, а предупреждению заболеваний. Так, например, платежеспособное население охотно тратит деньги на витамины. А вот от эпидемий и болезней страдают страны неблагополучные, в том числе и в денежном отношении. На приобретение дорогостоящих медикаментов зачастую просто нет средств.

В 2002 г., согласно данным маркетинговой фирмы IMS Health, в мире было продано лекарств на сумму около $400 миллиардов. Больше всего их потребляют в США - на долю Америки пришлось 50% всех произведенных медикаментов. На долю стран ЕС приходится 24% продаж, на долю Японии - 13%. Оставшиеся 13% приходятся на долю всего остального мира, в том числе и на беднейшие государства. Так что выпускать дорогие лекарства фармацевтическим компаниям просто-напросто невыгодно. Ведь на их разработку, по подсчетам Центра исследований и разработки медикаментов (Center for the study of drug development), на сегодняшний день в среднем уходит $897 миллионов. Еще 30 лет назад для создания новых лекарств было достаточно $138 миллионов.

Поэтому, как отмечает аналитик фармацевтического рынка Пэт Муни, крупные компании не заинтересованы в создании и производстве лекарств, которые не могут быть востребованы в богатых странах мира. Как известно, самые опасные на сегодняшний день заболевания, такие, как рак и СПИД, больше всего распространены в странах Третьего мира. Доход порядка 3 млрд человек, живущих в этих государствах, не превышает $2 в день. А больному СПИДом, по данным Всемирного банка, необходимо ежедневно принимать медикаменты на сумму примерно в $30, а средняя стоимость одного противоракового курса составляет $15 тысяч.

Случается, впрочем, что лекарства, разработанные для лечения конкретных заболеваний, применяются в совершенно иных целях. Так, например, подобная метаморфоза произошла с ноотропиками - семейством медицинских препаратов, изначально предназначенных для лечения больных с травмами головного мозга. Ежегодный мировой объем продаж этих лекарств достигает порядка $95 миллионов. Но покупают их в основном абсолютно здоровые люди, желающие улучшить свою память и внимательность.

В 1991 г. при испытаниях препарата, предназначенного для предотвращения сердечных осложнений при лечении таких заболеваний как ангина, компания Pfizer, владеющая патентом на это средство обнаружила, что его прием увеличивает прилив крови к пенису. Так появилась знаменитая "Виагра". Только за первый год ее продажи достигли $1 миллиарда. Примечательно, что сам изобретатель "Виагры", доктор Саймон Кэмпбелл, пытается дистанцироваться от своего детища и предпочитает, чтобы его называли "изобретателем амлодифина" - лекарства, лечащего кардиоваскулярные расстройства, однако менее известного непрофессионалам и значительно хуже продаваемого.

Выбор читателей