"Маленький бизнес" доблестных таможенников

Буквально пару дней назад вернувшись из Симферополя, могу констатировать: зверствуют люди в погонах не на шутку, опустошая кошельки курортников направо и налево




Хорошие новости для наркодилеров, торговцев оружием, скупщиков краденого, валютных спекулянтов и прочих криминальных элементов: провезти запрещенный товар через границу независимой России и незалежной Украины сегодня дело совершенно плевое. Для этого нужно просто купить билет на поезд и ни о чем не беспокоиться. Господа таможенные инспектора на вещи пассажиров особенно и не смотрят – гораздо больше их интересует, какую выгоду можно извлечь из их документов...

Начало августа. Толпы россиян устремились на юг – поближе к морю и пальмам. Популярен в этом году Крым – на пляжах Алушты и Судака, Коктебеля и Ялты яблоку негде упасть. Те, кто побогаче, добираются до места самолетом, кто-то едет на машине. Но подавляющее большинство алчущих отдыха граждан все же пользуются самым демократичным средством транспорта – скорым поездом (который на поверку не так уж и скор: из Москвы в Симферополь ехать почти сутки). Только из российской столицы ежедневно в Симферополь и Феодосию отправляются по 5-6 составов. Билеты в кассах раскуплены на несколько недель вперед.

При этом далеко не все россияне, прежде чем приобрести проездные билеты и путевки в Крым, озаботились получением новых российских паспортов. Посему, чтобы продолжить свой солнечный вояж, горе-пассажирам приходится и при въезде, и при выезде "тесно общаться" с таможенниками. Как с российскими, так и с украинскими. Буквально пару дней назад вернувшись из Симферополя, могу констатировать: зверствуют люди в погонах не на шутку, опустошая кошельки курортников направо и налево.

Из Крыма мы возвращались по Курскому направлению, проезжали две таможни – харьковскую и белгородскую. Перед Харьковом поезд часа три стоял где-то в степи, а когда мы подъехали на таможню, то инспектора долго не появлялись. Потом украинские таможенники все же пришли, довольно быстро проверили документы и удалились. Традиционных вопросов, вроде "Наркотики, валюта, оружие?" (на которые так и подмывает съязвить: "И почем"?) не задавали.

А вот зашедшие в вагоны спустя два часа в Белгороде их российские коллеги приступили к своим обязанностям весьма обстоятельно. Нет, вещей они не проверяли – даже не посмотрели на 10 здоровенных баулов и ящиков, которые везли две смуглые барышни из соседнего купе (подозреваю, что там были фрукты, но мало ли?). Все внимание их было приковано к документам пассажиров – таможенники всматривались едва ли не в каждую страничку паспортов.

Делали они это, разумеется, не просто так. Ведь придраться можно ко многому, и если украинцы делают упор на советские паспорта (и, соответственно, гребут взятки за въезд на территорию Украины без документа нового образца), то наши придираются к таким вещам как просроченная фотография или посторонние пометки в паспорте. Один мой знакомый рассказал, что его не хотели пускать на родину из-за того, что в его российском паспорте по дороге в Крым была проставлена украинская виза. "Твой паспорт недействителен", – объяснил ему таможенник...

У моей соседки по купе Ольги была другая проблема: паспорт у нее был российский, полученный 3 года назад, когда ей исполнилось 19. Однако, как оказалось, уже в 20 его нужно менять. Девушка об этом не знала, за что и заплатила по дороге в Крым 500 рублей. Оказалось, что платить придется и при выезде. Бравый парень в погонах по имени Роман пригласил Ольгу в тамбур – все "финансовые операции" политкорректные таможенники предпочитают проводить там.

Увидев, что девушка оказалась не робкого десятка (давать взятку еще раз она упорно не хотела), служитель закона и его коллега приступили к своему фирменному способу убеждения – запугиванию. "Ну все, мадам, пойдемте с нами. Сейчас оформим штраф, с поезда снимем. Паспорт заберем". Подобная перспектива Ольгу, разумеется, не прельщала. Она моментально достала кошелек и вручила инспектору банкноту...

Не такие уж, впрочем, и большие деньги 500 рублей эти для юриста Оли. А вот у женщины из другого купе, с советским, да еще и просроченным, паспортом такой суммы не нашлось. Она долго ругалась с таможенниками, потом умоляла их... В итоге те согласились на меньшую сумму. С поезда никого не сняли. Вагончик тронулся – перрон, с довольными "уловом" таможенниками, остался. А вагончиков было штук эдак 20...

Отношения граждан с представителями закона в России – интересная штука. Ибо человек в погонах – всегда прав. Отдать документы, оказаться на перроне – или дать на лапу таможеннику? Лишиться прав и потом долго их восстанавливать – или заплатить инспектору ГИБДД? Оказаться в "обезьяннике" за отсутствие регистрации – или поделиться с милиционером? Практически всегда мы выбираем второй вариант. Именно поэтому служители закона у нас – символ беззакония. Именно поэтому среди высших милицейских чинов – "оборотни".

Впрочем, все эти люди в сером, без угрызений совести отнимающие у граждан деньги – совсем не оборотни. Они – волки, волчата; что они настолько привыкли к беззаконию, что и не думают маскироваться.

P.S. Вез эту статью в редакцию – уже сам попал на деньги, пополнив кошельки доблестных сотрудников отделения ГИБДД, что на улице Обручева. Паркуясь на забитом машинами Старокалужском шоссе (на деле – узенькая улочка), решил проехать метров 20 назад, где было место. Чтоб не ехать задним ходом и не создавать аварийную ситуацию – развернулся и проехал эти метры по однополосной улице. И как бы – против движения. Под "кирпич" не ехал, а значит, по собственному убеждению, правил не нарушал. Зато радостные и разговорчивые ребята-ГАИшники объяснили, что, мол, страшнее нарушения нет и не бывает. Показали кодекс – изъятие прав на 2 года, штраф от 500 рублей. В итоге, после долгих споров, права отдали – в обмен "всего на стольник"... Приехав в редакцию, узнал от коллеги, что меня позорно "развели" – более чем на полтинник это нарушение никак не тянуло. Век живи – век учись. Раз уж живешь в стране бюрократии и взяточничества. Впрочем, я не особо и расстраиваюсь. Все равно ни одного честного ГАИшника за те шесть лет, что вожу машину, не встречал.

Выбор читателей