Образ жизни – экстаз

Грибы к наркотикам относить нельзя, поскольку они не вызывают физиологического привыкания. И все-таки, пусть они лучше будут запрещены. Потому что в этом, и только в этом случае поедание грибов можно организовать как священнодействие

Соколов Д.Ю. Психогенные грибы. – Харьков: Фолио, 2002. – 158 с.

То, что я собираюсь написать, вряд ли будет похоже на рецензию. Я не знаю, на что это будет похоже – скорей всего, на недоумевающий восторг. В самом деле, что можно сказать о книге, которая написана (ну, это еще ладно) и опубликована (а это уже нонсенс!) вопреки всем моим (и не только моим) представлениям об идеологическом мейнстриме?

В конце концов, цензура существует. Она существует всегда, даже если отсутствует Госкомитет или какое-нибудь Управление, опирающееся на Руководящие Указания. Существует в виде некоторой опаски со стороны публикующего Начальства и выпускающего Редакторства, в виде их осторожности по отношению к некоторым темам, насчет которых наличествует Официальное Мнение. Пусть оно и не оформлено законодательно. А уж если оформлено – то все! А тут – такое!! И не где-нибудь, а на книжном развале в центре Москвы.

Но я не намерена обвинять автора или издателей в пропаганде наркотиков. Тем более что автор живет в Израиле, а издатели – в Харькове, то есть недоступны длинной руке российского законодательства. Собственно говоря, вопрос легитимности темы не так уж и интересен: всегда были те, кто защищал нечто, признанное обществом плохим и вредоносным. Так что г-н Соколов Д.Ю. имеет полное право заниматься грибами и писать об этом в любой удобной для него форме. И если право его мы оспаривать не решаемся, то давайте говорить о форме. То есть о книге как таковой.

Из редакционной аннотации: "Первое написанное по-русски научно-популярное исследование псилоцибиновых грибов, которые веками служили американским индейцам для выхода в мир духов и приобщения к божественному, а сейчас становятся частью западной культуры". Из авторского введения: "Тем и прекрасны грибы, что показывают мир таким, какой он есть. Это спорная точка зрения, я знаю, но в моей книге это так".

Автор работает в микологической лаборатории университета города Хайфа, он прекрасно осведомлен о научных и ненаучных публикациях (как правило, на английском языке) относительно грибов в частности и галлюциногенов в целом, как положительных (то есть исследовательски ценных), так и отрицательных (то есть содержащих параноидальный заряд Drug War). Обзор научных исследований в области психологии, микологии и психотерапии академически полновесен и убедителен – книгу никоим образом нельзя принять за сочинение дилетанта или шарлатана. При этом целью автора не является спор с кем бы то ни было: он ничего не доказывает, не разоблачает, не утверждает. Он пишет свою книгу так, как если бы грибы и общение с ними были частью нашей жизни, и нужно просто научиться, как правильно с этой частью поступать.

Как бы это получше объяснить? Впечатление примерно такое, как от сочинений Урсулы Ле Гуин. Помните "Время для мира и леса одно"? Там были такие лесные существа, которые видели сны и различали "явь сна" и "явь мира", то есть жили в двойной реальности. Причем сновидение прочищало психику так, что в лесном обществе не знали аффектов: у них не было ни властолюбцев, ни сумасшедших – ни войн, ни убийств. И здесь то же: есть грибы, волшебные, добрые, живые, мудрые. Они приходят к тебе и учат жить – учат мудрости, поскольку каждый трип – это урок. Это единство со Вселенной, бесконечность сознания в смертном теле, это безграничное расширения восприятий. Грибы открывают тебе мир с другой стороны (как он есть!), подсказывают, как выбраться из колодца социальных стереотипов и познать природу. И так далее. Вполне добротная фэнтезийная реальность, в которой все проблемы в конце концов разрешимы – разумеется, не без вмешательства магии и чародейства.

Фэнтези как магия художественно сконструированного мира подчеркнута наличием в книге отступлений и послесловий, написанных с явно литературными намерениями, вставками из притч и поучительных рассказиков, а также описанием трипов и замечательной истории открытия белыми "маленьких святых" в мацатекской деревне Хуаутла. Достоверность психотерапевтического результата употребления галлюциногенных грибов передана точным и убедительным перечислением "грибных" эффектов, а подлинность их священного статуса – любовным описанием ритуала "вкушения", в котором есть и молитвы, и посты, и нравственные заповеди. Первооткрыватель грибов Гордон Вассон назвал их энтеогенами – это слово по-гречески означает "порождение Бога внутри".

Эта книга – словно дверь в фантастический мир, реальность которого под вопросом, а волшебная прелесть выставлена на всеобщее обозрение. Может, так оно и нужно, чтоб каждый сам решал и разбирался?

Кстати, интересно, что сам автор отнюдь не против войны с наркотиками, запретов и прочего. Хотя, по его мнению, подтвержденному многочисленными ссылками на авторитеты, грибы к наркотикам относить нельзя, поскольку они не вызывают физиологического привыкания. И все-таки, пусть они лучше будут запрещены. Потому что в этом, и только в этом случае поедание грибов можно организовать как священнодействие. Ибо тот, кто их ест, становится "немножко диссидентом" и тем самым попадает в пространство мистериальное, эзотерическое, таинственное. А как иначе, если не запретами, можно сохранить тайну в обществе, где "выдохлась религия и восторжествовала демократия", профанирующая все на свете? – спрашивает г-н Соколов. Ведь табак тоже когда-то был священным растением с психоактивным действием, а ныне, когда курят все и всюду, дух табака иссяк. То же может быть и с грибами – так пусть уж их запретят!

Выбор читателей