Наша нефть в Америке

Пока в Ираке взрывают нефтепроводы, из отчетов министерства энергетики США мы будем узнавать о новых достижениях российских нефтяников в покорении американского рынка




По информации министерства энергетики США, в июне с.г. Россия вышла на шестое место по экспорту нефти на американский рынок (после Саудовской Аравии, Канады, Мексики, Венесуэлы и Нигерии): по сравнению с предыдущими месяцами объем поставок подскочил в три раза и достиг 424 тыс. баррелей в сутки - российская нефть заменила сырье, переставшее поступать из Ирака. Правда, приведенные данные сильно расходятся с данными Госкомстата РФ, которые тоже свидетельствуют о резком увеличении нефтяного экспорта в США из России, но при гораздо меньших абсолютных цифрах: 800 тыс. тонн (65 тыс. бар./с) во втором квартале против 300 тыс. тонн (25 тыс. бар./с) в январе-марте. (Всего в первом полугодии Россия экспортировала 87 млн. тонн нефти, т.е. на США, по официальным российским данным, пришлось менее 1,3%). Расхождение в цифрах связано, по всей видимости, с тем, что российскую нефть на ту сторону Атлантики перепродают европейские трейдеры. Это стало выгодным, поскольку в последнее время существенно возросла "американская премия" - разница в ценах на местном и европейском рынке.

Российские нефтяники (прежде всего крупнейшие компании – ЛУКойл и ЮКОС) давно присматриваются к США как перспективному рынку сбыта, тем более, что наращивание поставок в Европу наталкивается на политические ограничения: ЕС не на шутку опасается усиления энергетической зависимости от России. Данное обстоятельство препятствует, кстати, и расширению нефтяного экспорта в США по схеме замещения (например, из района Северного моря в обмен на увеличение российских поставок в европейские страны), используемой сейчас отечественными компаниями для продаж на американском рынке. Прямых поставок за океан нет: "пробные" операции ЮКОСа во второй половине прошлого года, когда каждый месяц в Хьюстон отправлялся танкер с 2 млн баррелей российской нефти, явились первым и последним прецедентом такого рода.

Расстояние – вот естественный сдерживающий фактор для нефтяного экспорта из России в Соединенные Штаты. Издержки на транспортировку нефти из Новороссийска до восточного побережья США составляют $4-5 на баррель. ЮКОСу приходилось использовать сложную технологическую схему перевалки нефти с танкера на танкер: сначала со среднетоннажных танкеров, загруженных в Новороссийске, на супертанкер у берегов Греции в Эгейском море, а затем в акватории Хьюстона – на малотоннажные танкеры. Однако расходы на транспортировку можно сократить в случае интеграции трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия" – тогда появится возможность отправлять в США супертанкеры с российской нефтью из хорватского порта Омишаль в Адриатическом море. Другой вариант – загружать супертанкеры в Мурманске, откуда до американского берега ближе, чем от Персидского залива. (В отличие от Новороссийска, Омишаль и Мурманск - порты глубоководные и могут принимать крупнотоннажные суда.)

Межправительственное соглашение (между Россией, Хорватией, Украиной, Белоруссией, Словакией и Венгрией) о реализации проекта "Дружба-Адрия" было подписано в декабре 2002 года. Техническая подготовка порта Омишаль в основном уже завершена; остальные работы потребуют, по оценке хорватской стороны, примерно 13 месяцев. Правда, в Хорватии продолжается дискуссия по поводу экологической безопасности проекта и возможного ущерба для туристической отрасли. В этой связи нельзя исключать каких-то осложнений, хотя официальные власти страны заявляют о полной поддержке планов нефтяного транзита. В конце июня хорватская компания JANAF направила российским нефтяникам проект договора, который может быть заключен в самое ближайшее время. Президент российской государственной компании "Транснефть" Семен Вайншток выражает надежду, что интегрированная система "Дружба-Адрия" начнет функционировать уже осенью 2004 года.

Экспортный маршрут через Мурманск, позволяющий выйти на новые рынки сбыта, был в конце прошлого года выдвинут пулом частных нефтяных компаний (ЛУКойл, ЮКОС, ТНК, "Сибнефть", "Сургутнефтегаз"). Нефтяники изъявили готовность на свои деньги проложить нефтепровод Западная Сибирь-Мурманск пропускной способностью 80-120 млн тонн нефти в год. Ориентировочная стоимость проекта - $ 4-4,5 млрд. Строительство, которое займет три года, может быть начато в 2004 году. Лоббируя эти планы, российские нефтяники упирают на то, что им нужен глубоководный порт, причем такой, который не замерзает, в отличие от Приморска, и где так не штормит, как в Новороссийске. Однако в Минэнерго сразу же заявили, что "разведанные запасы и реальная ресурсная база не позволяют пока ориентироваться на данный проект". Ориентироваться было предложено на трубопроводы "Транснефти" и прежде всего - что касается экспорта западносибирской нефти - на Балтийскую трубопроводную систему (БТС). Государственный монополист опасается, что его трубы просто засохнут, если могучий нефтяной поток потечет к Баренцеву морю. Правительство и "Транснефть" не могут поступиться своим правом решать, где, когда и какие нефтепроводы строить. Михаил Касьянов был категоричен: частным трубопроводам не бывать, и точка. Позже, однако, эта позиция была скорректирована: при финансировании сооружения того или иного трубопровода частными компаниями они могут получить до 49% долевого участия в собственности плюс гарантированный доступ и пониженные тарифы (на период окупаемости инвестиций).

В апреле строительству нефтепровода до Мурманска, казалось, дали таки зеленый свет: правительство приняло решение о разработке ТЭО проекта. Нефтяники встретили это "на ура". Вице-президент ЛУКойла Леонид Федун рисовал заманчивую перспективу: с пуском нового нефтепровода в эксплуатацию в 2007 году "Россия будет играть на нефтяном рынке такую же геополитическую роль, как Саудовская Аравия". Однако уже тогда многие независимые эксперты высказывали серьезные сомнения как относительно "геополитических" перспектив вообще, так и по поводу трубы до Мурманска в частности. Действительно, решение правительства касалось только разработки ТЭО и ничего более. Весьма вероятно, что когда сие обоснование будет готово, проект либо отвергнут, либо отложат, либо поставят частным компаниям такие условия, что они сами откажутся от его реализации. Во всяком случае, последние события лежат в русле описанного сценария. 18 августа у Путина побывали вице-премьер Виктор Христенко и Семен Вайншток, рассказавшие о перспективах развития транспортной инфраструктуры нефтяной отрасли. Глава "Транснефти" рапортовал, что весной следующего года мощность БТС достигнет 42 млн тонн нефти в год. Еще один продвигаемый компанией проект - нефтепровод из Ангарска к Тихому океану (до Находки и/или до Дацина в Китае). Так что поставки восточносибирской (и, разумеется, сахалинской) нефти на западное побережье США кажутся более реальными, чем западносибирской - на восточное. Мурманский проект - где-то в дальних запасниках. После встречи с президентом Вайншток и другие представители "Транснефти" выглядят окрыленными: трубопровод до Мурманска вообще не нужен, а если и нужен, то с ним можно обождать, - уверенно заявляют они.

Итак, если нефть с западносибирских месторождений и будет напрямую поступать на американский рынок, то, скорее, через хорватский Омишаль, чем через Мурманск, при условии, конечно, что такие поставки окажутся коммерчески целесообразными. Никто ведь не знает, каким через год-другой сложится общий уровень цен на нефть, да и будущие тарифы на прокачку - еще предмет обсуждения с транзитными странами.

Насколько, однако, в принципе востребована российская нефть в США? Сегодня Соединенные Штаты ежедневно импортируют примерно 9 млн баррелей нефти (к 2010 году их импортные потребности возрастут, как ожидается, до 12 млн бар./с), в том числе около 2,5 млн баррелей - из региона Персидского залива. Когда Вашингтон всерьез озаботился ослаблением своей зависимости от поставок нефти из Саудовской Аравии и в мае прошлого года стала прорабатываться идея российско-американского энергетического партнерства, появились расчеты, показывающие, что в силу разных причин потолок российских возможностей в плане удовлетворения нефтяных аппетитов Америки - если только не будет реализован мурманский проект - 700-800 тыс. баррелей в сутки. Иначе говоря, закрыть "брешь" Россия не в состоянии. После победы в Ираке интерес Вашингтона к сотрудничеству с Москвой в нефтяной сфере заметно поостыл. Если американцам удастся в относительно короткие сроки вывести нефтедобычу в Ираке хотя бы на довоенный уровень (около 3 млн бар./с) и наладить поставки на свой рынок, то серьезной потребности в российской нефти у них не будет. Какое-то присутствие на американском рынке наши нефтяники, безусловно, сохранят, вероятно даже, что оно будет понемножку расширяться, но при этом все равно оставаясь достаточно скромным по удельному весу.

Вот только с восстановлением иракского нефтяного экспорта у американцев пока полный швах. Легальные поставки нефти из Ирака осуществляются только через порт Мина эль-Бакр в Персидском заливе, есть еще контрабанда через сухопутную границу, но весь нефтяной экспорт сегодня - это лишь, по разным оценкам, от 300 до 600 тыс. баррелей в сутки. Несколько раз пришлось откладывать пуск восстановленного нефтепровода от Киркука (до войны там добывалось 40% иракской нефти) до турецкого порта Джейхан. Наконец, 13 августа нефть по этому маршруту пошла – планировали качать 300-400 тыс. баррелей в день, однако уже 15 августа трубу взорвали; не успели потушить нефтяной пожар, как 17 августа – новый взрыв. Всего с конца мая до середины августа на иракских нефтепроводах совершено 15 крупных диверсий. Пока такое положение сохраняется, как знать, может, из отчетов министерства энергетики США мы узнаем о новых достижениях российских нефтяников в покорении американского рынка.

Выбор читателей