Застывшая природа в архитектуре

Израильские архитекторы и дизайнеры проповедуют идеи бионики (цитирования природы в архитектуре) и заново создают вещи, которые уже давно зачислены в разряд старых, добрых и неизменных




В Москве в Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка "Архитектура и дизайн", на которой представлены работы ведущих израильских архитекторов Давида Яная и Михаэля Бурта, а также дизайнерской фирмы I2D (Innovation to design). Это совместный проект посольства Государства Израиль, Еврейского агентства в России и Музея архитектуры при поддержке благотворительного фонда "Джойнт". Экспонируются фотографии, чертежи и компьютерные модели концептуальных проектов в стиле футуризма.

Выставка как бы распадается на две самостоятельные части, связанные общей идеей. И если для архитекторов (на выставке представлены в основном работы 60-70-х годов прошлого века) будущее служит идеалом, мечтой и темой для творчества, то для дизайнеров (экспонируются современные фотографии) это будущее уже наступило, оно осмысливается и творчески перерабатывается. Однако и те, и другие вовсе не стараются придумать нечто абсолютно невиданное ранее. Скорее, наоборот, они проповедуют идеи бионики – цитирования природы в архитектуре – и, как гласит пресс-релиз, заново создают вещи, которые давно зачислены в разряд старых, добрых и неизменных.

Михаэль Бурт сформировался как архитектор в 60-е годы – время поиска принципиально новых форм организации пространства, градостроительных концепций, конструктивных решений и пластического языка. Его творчество – яркий пример так называемой "морфологической" архитектуры, развивающейся в тесной связи с исследованиями в области геометрии и бионики. "Моя тема – это пространство, - говорит Михаэль Бурт. - Пространство – не пассивный вакуум. В пространстве существуют силы и протяжение, которые ограничивают находящееся в них здание-объект. Нужно понять и процитировать эти ограничения. И тут на помощь нам приходят те средства, которые мы определяем как морфология пространства". Из проектов архитектора для непрофессионала, пожалуй, наиболее интересны те, что генетически связаны с водной стихией. Прежде всего, - мосты-проспекты, представляющие собой комплекс жилых, коммерческих, транспортных и других систем, вознесенных над уровнем земли – насущная необходимость бурно растущих мегаполисов, испытывающих острую нехватку территорий под строительство, и одновременно историческая цитата, ибо подобный способ экономии земли использовался еще в средневековой Европе вплоть до XVIII-XIX веков. Мосты-проспекты являются составной частью одного из крупнейших градостроительных проектов Бурта – "Синей Аллеи Страны" – системы искусственных островов вдоль средиземноморского побережья Израиля.

Давид Янай также принадлежит к поколению молодых архитекторов 60-х годов. Он создал своеобразную теорию основных генераторов формы. Данная концепция оказалась настолько плодотворной, что с ее помощью удается создавать практически безграничные вариации образов. Каждая из работ архитектора вырастает из определенной математической идеи, определяющей модуль, ритм, объемно-пространственную композицию и создающей в итоге некий пластический язык. Интересно, что Янай фактически первый в Израиле стал проектировать (именно проектировать) с помощью компьютера, найдя в нем самый подходящий инструмент для выражения своей мысли, отмечает в своем эссе, подготовленном к выставке, архитектор Софья Чернякова.

Творческое объединение I2D основано Алексом Падвой и Элишей Талем. Вот как рассказывает Алекс Падва о рождении идеи: "Когда мы проектируем, то забываем о том, что мы дизайнеры. Стараемся посмотреть на вещь глазами домохозяйки, глазами ребенка... проектируя стиральную машину, мы изучили множество способов стирки". В результате появилась стиральная машина с двумя барабанами - для одновременной стирки в двух программах, например, белого и цветного белья. Форма же последовала за функцией, образовав две цветные восьмерки. На выставке представлена фотография описанной машинки наряду с другими разработками фирмы, например, цифровой ручкой, которая может писать по любой поверхности и запоминать написанное как файл. Экспонаты выдержаны в духе времени: господствуют лаконизм и модный матово-металлический серый цвет вещей на черно-белом фоне, оттеняемом редкими вкраплениями ярких красно-желтых пятен.

Самодостаточность каждой из частей выставки подчеркивается не только разницей в оформлении экспозиций, но и их территориальной удаленностью друг от друга. Дизайну отведен небольшой зал на втором этаже здания на Воздвиженке, а для того, чтобы полюбоваться на архитектурные проекты, необходимо спуститься вниз и пересечь по диагонали внутренний двор.


Выбор читателей