Скользящие по дорогам

Причиной повышенного интереса к мотороллерам явилось послевоенное обнищание европейских стран. И тогда итальянские конструкторы решили создать экономичный и недорогой гибрид автомобиля и мотоцикла




Человек я, в общем-то, не особо завистливый. Хотя, бывает, конечно, что иногда это нехорошее чувство скребет по сердцу. Вот, например, в последнее время я сильно завидую владельцам двухколесного средства передвижения с моторчиком – скутера (или мотороллера, если кому нравится такое наименование). Гоняют ребятишки на этих железных лошадках и горя не знают – ни пробок тебе, ни техосмотров, водительских прав опять же не нужно. Да и неприхотлив мотороллер – бензинчика в него капнул, в шинку пукнул – и все дела. А тут еще товарищ приобрел скутер "Хонда", и у себя на даче дал покататься. Два часа я на этом чуде гонял, распугивая местных собак и кошек, и хотя в конце концов я с него сверзился и набил себе шишку на затылке, да локоть оцарапал, все равно очень мне "Хонда" понравилась. Удобная штука! А на следующий день пребывания на даче я вовсе оценил всю прелесть подобного вида транспорта: это когда мы на нем за водкой поехали в соседний городишко. Полчаса – и на месте! И главное – гаишники на нас ноль внимания: а чего с нас взять, не на "мерсе" ведь. Хотя в нетрезвом виде ездить, оно, конечно, нехорошо. И я торжественно клянусь и обещаю, что впредь этого делать не буду. И другим не советую. В общем, очень хорошее изобретение. И, что самое интересное, появилось оно не от хорошей жизни.

Как уверяют любители скутеров, полномасштабный выпуск мотороллеров начался в конце сороковых годов (хотя первые машинки появились еще до Второй Мировой) в Европе. Причиной повышенного интереса к этой двухколесной штуке явилось послевоенное обнищание европейских стран. Автомобили стали просто не по карману большинству граждан. И тогда итальянские конструкторы решили создать экономичный и недорогой гибрид автомобиля и мотоцикла. И в этом благородном деле весьма преуспели. От авто они взяли закрытый металлический корпус и маленькие десятидюймовые колеса со штампованными дисками, а от мотоцикла – хребтовую раму, подрессоренные вилки переднего и заднего колеса, рулевое управление и двухтактный одноцилиндровый двигатель. Новинка итальянцам очень понравилась. И вскоре улицы итальянских городов заполнили маленькие и юркие мотороллеры. Кстати, именно в этой стране мотороллер подстегнул строительство новых и ремонт старых дорог, а также способствовал развитию малого бизнеса. Примеру итальянцев последовали французы. И там мотороллер быстро завоевал любовь среднего класса, а затем и молодежи. Из Европы мотороллеры проникли в страны третьего мира: в странах с низким доходом мотороллер до сих пор служит универсальным транспортным средством. Ну а в странах побогаче скутеры – скорее удел молодежи.

В СССР мотороллеры тоже выпускались: на Вятско-Полянском и на Тульском заводе. Мотороллер "Вятка ВП-150" представлял собой клон итальянского, зато мотороллер "Тула Т-200", появившийся в 1957 году, был оригинальной разработки. У нас большой любовью, такой, как, скажем, в Италии мотороллеры отчего-то не пользовались. Видимо, советского человека всегда привлекали крайности: либо мотоцикл, либо сразу автомобиль, пусть даже и плохонький. Впрочем, в сельской местности были достаточно популярны грузовые трехколесные модели. Да и сегодня мотороллеры "Муравей" и грузовой "Пилот" пользуются спросом. Между прочим, эти машинки поставляются и за рубеж: в Боливию, Аргентину, Мексику, Пакистан, Турцию, ЮАР и Эфиопию. Из скутеров сегодня у нас выпускается "Стриж", разгоняющийся до 50 км. в час. Стоит он недорого – примерно 350 долларов и с виду, по крайней мере, практически ничем не отличается от европейских скутеров.

Однако большинство отечественных мотолюбителей предпочитают пусть даже подержанные, но иномарки. Впрочем, здесь ситуация совершенно такая же, как и с автомобилями. В основном, у нас покупают японские скутеры: "Хонды", "Ямахи" и "Сузуки". Машинки эти шустрые и удобные. Стоимость бэушной японки в нормальном состоянии начинается от 350-400 долларов. Кстати, по словам сотрудников ГИБДД, 70% подержанных мотороллеров - угнанные. За новый современный придется выложить от 1350 до 3000 долларов. Для управления скутером, скорость которого не превышает 50 км/ч, с двигателем рабочим объемом до 50 "кубиков" не требуется ни специального разрешения, ни номерных знаков. Если один из этих параметров нарушается, то необходимы: права, шлем, госномер, техпаспорт, техосмотр, налог на пользователя дорог… Впрочем, ходят упорные слухи, что в ближайшее время столичное ГИБДД планирует провести регистрацию всех скутеров, а водителей двухколесных транспортных средств обязать сдавать экзамены на права и ежегодно проводить техосмотр мопедов. Меня, например, это не сильно радует, так как совершенно не хочется проходить все те круги ада, которые ныне проходят автомобилисты.

Тем не менее, я все-таки готов рискнуть и эту чудесную игрушку приобрести. Но вообще, знающие люди советуют прежде чем покупать скутер, определиться, для чего именно он нужен: для поездок по городу, для передвижения по деревне или для того и другого. Например, "Ямаха" больше подойдет для "гонщиков", так как скутера этой фирмы очень прыткие и быстрые (80% из них бегают со скоростью больше 60 км/ч). Однако "Ямахи" не предназначены для плохих дорог. Наиболее тихоходные с самыми удобными и сравнительно большими сидениями – это "Хонды". Специалисты рекомендуют их для тех, кто собирается ездить в деревне и на даче по среднего качества дорогам. Кроме того, "Хонды" заводятся в любую погоду, очень тихо работают, хорошо выдерживают зимнее хранение. Минусы – плохая ходовая, слабая передняя вилка. "Сузуки" для тех, кто любит навороченные и мощные скутера. Они могут бегать со скоростью, как 50, так и 80 км/ч. Это наиболее универсальные машинки. У "Сузуки" неплохая ходовая, однако вдвоем на таком скутере не покатаешься, так как сиденье слишком маленькое, также у этих скутеров жесткая работа двигателя. За 500-700 долларов можно купить скутер в очень приличном состоянии, который долго вам прослужит. За 300 долларов вам предложат скутер 80-х годов, который уже исчерпал свой ресурс. Однако часто цена зависит от того, где скутер покупать. Дороже всего они стоят в салонах. Но зато здесь машинки проходят предпродажную подготовку, а некоторые салоны еще дают годовую гарантию.

В общем, скутер пора брать, пока совсем зависть не заела. Эх, покатаюсь!

Выбор читателей