Возвращение окольным путем

Соревноваться с Голливудом в прокате мы не можем. А вот на ниве интеллектуального кино или там "искусства для искусства" - как показал опыт Звягинцева - вполне способны




Свершилось! То, о чем так долго говорили, нет, не большевики, а люди, включенные в кинопроцесс, - мол, необходимо, несмотря ни на что, ни на какие гримасы дикого капитализма развивать интеллектуальное, раз массовое в пролете, кино и так далее - принесло весьма долгожданный плод. Следует особо отметить то обстоятельство, что фильм – двойной Венецианский лауреат - есть не что иное как эксперимент по вложению денег от телевизионного "мыла" в один безнадежный в смысле проката, но достойный в фестивальном смысле проект. В принципе давно было понятно: только так и надо делать! Кинопродюсеры с REN-TV точно угадали чаяния европейских интеллектуалов и плюнули на практически выброшенные деньги - престиж важнее. Попав в точно десятку, Звягинцев и Лесневский открыли глаза на то очевидное обстоятельство, что наша некогда кинематографическая держава обязана идти "другим путем".

Еще совсем недавно окрыленные всенародным успехом ментовско-бандитских сериалов, продюсеры госканалов начали робкие попытки делать "свое кино". Но они ограничились серией рогожкинских (действительно неплохих) "охот" от ОРТ, конкретно от К.Эрнста и А.Максимова, затем внезапно отказавшихся продюсировать и продвигать на "Оскар" замечательную "Кукушку" того же автора. Казалось, судьба большого кино на сериальные деньги терпит полное фиаско - такой провал в Америке: фильм Кончаловского "Дом дураков" даже не взяли в программу (на наш взгляд – и правильно…)

И вот, небывалый прорыв: на фестивале класса А, входящем в тройку самых престижных в Старом Свете (Московский форум той же группы по сравнению с ним - карлик), наши взяли самые престижные награды - "Золотого льва" и единственный денежный приз (ни много ни мало – €100 тыс.) за лучший дебют.

К сожалению, мы это кино пока не видели. Известен только сюжет - поколенческое роуд муви и то, что ему устроили десятиминутную овацию в венецианском зале. Между прочим, когда мы писали о том, что, возможно, наши завоюют что-то в Италии, возникало впечатление, что в этот раз мы поехали туда не зря. Успех телепроектов REN-TV в минувшем сезоне налицо.

Все прошлогодние мини-сериалы, спродюсированные Ирэной и Дмитрием Лесневскими (кстати, это не муж и жена, как многие думают, а мать и сын), после проката на собственном канале были закуплены Первым каналом и еще там имели высокие рейтинги. Вообще умение этих культуртрегеров вкладывать деньги достойно всяческого подражания. Даже третьеразрядная подмосковная футбольная команда "Сатурн", получив в прошлом сезоне приставку REN-TV, сегодня претендует на высшие места в отечественной премьер-лиге. Кино дебютантов, снятое под их эгидой, получает третью за всю историю (между прочим, Венецианский фестиваль был 60-м по счету) золотую статуэтку! Что дальше?

Самое главное, что победа "Возвращения" в этом ракурсе представляется не случайной удачей менеджеров, а тщательно продуманной концепцией умных и талантливых деятелей культуры.

Соревноваться с Голливудом мы не можем. Да и не нужно. Этого уже не может никто в мире, а наша не самая богатая страна – и подавно. А вот на ниве интеллектуального кино или там "искусства для искусства" - как показал опыт Звягинцева - вполне способны.

Более того, мы убеждены, что русское авторское кино обязано демонстрировать всему миру свой приоритет, а не плестись в хвосте кинопроцесса, подчиняясь диктату "желтого дьявола". Пускай мы не можем снимать по 300 фильмов в год как при советской власти. А кому это нужно? Телепродукция, как показывают опросы, вполне удовлетворяющая спрос, у нас наработана. Полнометражных американских фильмов в кинотеатрах – предостаточно. Так давайте создавать камерные шедевры, завоевывать мировой престиж. Вон в полутоталитарном Иране всего полтора режиссера - а весь мир труднопроизносимую фамилию Мехмальбаф знает. Теперь, надеюсь, выучит и некоторые русские слова.

Впрочем, возможен и иной вариант развития событий. На волне успеха все телеканалы кинутся снимать полнометражные фильмы исключительно в расчете на фестивальный прокат. Появятся мало кому интересные "тянучки" о загадочной русской душе, и все откатится к прежнему состоянию – вялый или вовсе никакого интереса к русскому искусству.

Ну что ж, это тоже неплохой вариант! Нам не важны статуэтки - важно, чтобы кино, несколько десятилетий переживающее острый кризис жанра в нашем отечестве, наконец, заметили. Оно как никогда нуждается в общественной и государственной поддержке, в повышенном к себе внимании.

По крайней мере, теперь, после золотого приза Мостры, чиновники и инвесторы, может быть, перестанут отмахиваться от назойливых попыток продюсеров доказать, что на этой ниве Россия сможет вновь встать в первые ряды. И уже встает. Со своей стороны мы еще раз рады поздравить команду победителей и перечислим имена тех, кто остался за кадром.

Сценарий написали Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий; оператор - Михаил Кричман; второй оператор - Евгений Майоров; композитор - Андрей Дергачев; звукорежиссер - Андрей Худяков; художник Жанна Пахомова (дебют!); мастер по свету - Алексей Коноплев; исполнительный продюсер - Елена Ковалева. Когда мы увидим "Возвращение" на экранах, то подробно расскажем о самой ленте, исполнителях и всех прочих кинематографических подробностях. Ведь теперь не приходится сомневаться, что в отечественном прокате фильм скоро появится.

Выбор читателей