Блюз – это когда всем хорошо!

Первый московский международный фестиваль "Очаково-Блюз" удался на славу. Заезженная фраза "Блюз – это когда хорошему человеку плохо" окончательно потеряла право на существование




Как русская литература вышла из гоголевской "Шинели", так почти вся современная поп-музыка – родом из блюза. В нашей стране классический блюз почему-то всегда считался музыкой элитарной и немного занудной. В Америке же – на своей родине – это музыка скорее простонародная, и уж, во всяком случае, совершенно обыденная. В начале 80-х блюзовую культуру нашей публике в весьма оригинальном виде стали прививать "Аквариум" и "Зоопарк". "Пригородный блюз" Майка Науменко в СССР 80-х был чуть ли не уличной песней.

В начале 90-х, во многом благодаря группе "Лига блюза", музыка из дельты Миссисипи была пересажена на русскую почву в своей оригинальной форме. Сейчас Россия дозрела уже до крупных блюзовых фестивалей с участием знаменитостей европейского и мирового масштаба. Несколько раз у нас в стране проводился "Efes Pislsener Blues Festival"; с большим успехом проходили фестивали, организованные сайтом Blues.ru. И вот теперь настала очередь еще одного крупного мероприятия – Первого московского международного фестиваля "Очаково-Блюз", кульминация которого имела место 6 сентября на стадионе "Динамо". Нынешний блюзовый фестиваль, пожалуй, стал самым масштабным из всех, которые когда-либо проводились в России.

Помимо многочисленных отечественных команд в нем приняли участие самая известная шведская блюзовая группа Knock-Out Greg & The Blue Weather и не менее известный коллектив из Германии B.B. & The Blues Shacks. Гвоздем программы стало выступление американского гитариста Джимми Ди Лэйна, сына известного блюзмена Джимми Роджерса.

Организаторы фестиваля арендовали целый сектор стадиона "Динамо" в расчете на то, что мероприятие привлечет несколько тысяч любителей блюза. Однако то ли из-за плохой погоды, то ли из-за трансляции футбольного матча Россия – Ирландия их надежды не оправдались. Трибуны были полупустыми, в танцевальном партере давки тоже не наблюдалось.

Открыли фестиваль Svet, Al and Big Val из Минска. Трио в составе электрогитары, клавишных и ударных играет классику дельты Миссисипи в собственной обработке. Глубокий "негритянский" вокал клавишника не оставлял никакого сомнения – блюз прочно обосновался в Белоруссии, и даже твердая рука батьки Лукашенко не сможет его оттуда выкорчевать.

Потом на сцену вышли гости из Германии B.B. & The Blues Shacks. Их репертуар едва ли можно назвать блюзом в классическом понимании. Немцы завели публику зажигательными свингами, буги и рок-н-роллами. И без того нее сильно заполненные трибуны еще более поредели – народ в массовом порядке стал перемещаться в танцевальный партер, не в силах устоять на месте под зажигательные ритмы. Как и многие европейские блюзовые группы, B.B. & The Blues Shacks сочетают в своем репертуаре блюзово-рок-н-ролльные хиты и вещи собственного сочинения.

С каждой появляющейся на сцене командой публика все более раскрепощалась. После появления на сцене екатеринбургского трио Blues Doctors стало понятно, что нынешний фестиваль будет ознаменован не унылыми миссисипскими распевами, а мощным электрическим чикагским звучанием.

После уральской команды настала очередь шведов. Маститая скандинавская группа Knock-Out Greg & The Blue Weather порадовала российских слушателей ретро-блюзом 40-50-х годов. Солист Грегер Андерсон удачно перемежал вокальные партии и соло на губной гармонике. Особый шарм придавал ансамблю абсолютно белый контрабас Урбана Хеда, на котором он умудрился даже поиграть лежа.

Концерт не был разделен на отделения, однако с выходом на сцену одной из самых знаменитых российских блюзовых групп – Blues Cousins – стало ясно: пошел разогрев перед появлением Джимми Ди Лэйна и его группы. Леван Ломидзе, обласканный в Америке, где он в последнее время предпочитает выступать, как всегда устроил невероятно шумное и яркое шоу в центре которого находился его красно-оранжевый Gibson.

Blues Cousins устроили грандиозный джем-сейшн, названный выступлением "Российской сборной по блюзу". Леван со своей группой аккомпанировал и легендарному Михалу Петровичу Соколову, который известен тем, что впервые стал внедрять на российской сцене губную гармонику; и Николаю Арутюнову, который порадовал слушателей исполнением блюза всех времен и народов "Hoochie Coochie Man"; и Борису Булкину – в прямом и переносном смысле крупному блюзовому гитаристу.

Наконец на сцене появился долгожданный Джимми Ди Лэйн в сопровождении басиста и ударника. Джимми, будучи сыном великого Роджерса, начал играть не под влиянием своего титулованного папы, а услышав в первый раз по радио своего знаменитого тезку – Джими Хендрикса. В это очень легко верится, потому как уже после первых аккордов "Hey Joe" стало казаться, будто Хендрикс не умер 18 сентября 1970 года, а дожил до наших дней, поправился, заметно постарел и внезапно стал правшой... Ди Лэйн также отдал дань уважения Джону Фогерти, сыграв его знаменитую "Green River", а после этого исполнил свои оригинальные композиции, в которых мощные гитарные риффы перемежались виртуозными импровизациями. Дух Хендрикса незримо витал над сценой, когда Ди Лэйн поднес гитару к лицу и начал играть то ли зубами, то ли губами, при этом ритмический ряд мелодии ни на минуту не нарушился.

Выступление на стадионе "Динамо" удалось на славу – в Москве произошло единение американского, европейского и отечественного блюза. Заезженная фраза "Блюз – это когда хорошему человеку плохо" окончательно потеряла право на существование. Блюз – это когда всем хорошо!

P.S. Вот только Сергей Воронов с группой Crossroads по какой-то причине проигнорировал это знаменательное мероприятие. Надо бы сообщить Киту Ричардсу, чтобы тот забрал у него свою гитару, а то наш знаменитый блюзмен совсем зазнался...

Выбор читателей