Американскую валюту приговорили к девальвации

Китай в очередной раз "вежливо отказался" от предложения США прекратить сдерживание роста национальной валюты. Основной груз последствий решения, принятого на саммите министров финансов стран G-7, пришелся на Японию




Саммит министров финансов стран "большой семерки" (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия), состоявшийся в минувшие выходные в Дубае, не прошел бесследно для американского доллара. Говоря о проблемах и перспективах мировой экономики, главы минфинов стран G-7 не делали резких заявлений. Более того, обсуждение макроэкономических тенденций проходило в умеренно-одобрительных тонах. Однако обсуждение одного из вопросов – о состоянии мирового валютного рынка – привело впоследствии к настоящему взрыву.

Основная мысль итогового коммюнике саммита такова: странам необходимо стремиться к достижению наибольшей гибкости в проведении валютной политики. "Обменные курсы должны отражать фундаментальное состояние экономик... Для большинства стран и экономических регионов желательна большая гибкость при определении валютного курса. Развитие международной финансовой системы должно основываться на рыночных механизмах" – говорится в документе. И хотя в итоговой фразе нет указания на конкретные страны, не проявляющие "должной гибкости", финансовый мир сразу же понял, что речь идет о Японии и Китае.

Как известно, Центробанк Страны восходящего солнца долгие годы проводит политику искусственного сдерживания роста йены посредством валютных интервенций. Самурайское упорство, с которым японский ЦБ противостоит укреплению национальной валюты, объясняется крайне негативным воздействием дороговизны последней на экспортно-ориентированную экономику страны.

Примерно то же относится и к Китаю – разница лишь в том, что китайский юань пока не входит в число основных мировых валют, хотя его роль год от года становится все более значимой. Поднебесной тоже крайне выгодно держать курс юаня заниженным по отношению к доллару и другим основным валютам в угоду стимулированию экспорта.

Таким образом, принятое "семеркой" совместное решение было расценено рынком как фактическое согласие Японии отказаться от попыток искусственного сдерживания роста йены.

Характерно, что последствия решения G-7 коснутся прежде всего Японии, а не Китая, не являющегося членом "семерки". По сообщению агентства "Синьхуа", китайское правительство подтвердило приверженность стабильному курсу национальной валюты юаня (8,28 юаня за доллар), сославшись на то, что профицит внешнеторгового баланса КНР в последнее время демонстрирует признаки сокращения. "Мы будем продолжать сохранять юань стабильным", – передает "Синьхуа" заявление Государственного управления фондовой биржи.

Намекая на постоянные требования США отпустить юань в "свободное плавание", облегчив тем самым судьбу американского доллара, китайская газета The China Daily язвительно заметила: "Делание из Китая козла отпущения, может, и поможет набрать некоторым американским политикам дешевых вистов, но это не имеет ничего общего с нормальным решением проблемы".

Так или иначе, с очередным "вежливым отказом" Китая от сдерживания роста национальной валюты основной груз последствий решения G-7 пришелся на Японию. Реакция валютного рынка была резкой и незамедлительной: курс иены к доллару подскочил в воскресенье вечером и продолжил рост в понедельник. После пятничных 114,32 JPY/$, в понедельник котировки японской валюты колебались на уровне 112,00 JPY/$, поднимаясь в течение дня до рекордного с декабря 2000 г. значения 111,36 JPY/$.

Рост йены в понедельник сопровождался обвалом японского фондового рынка. Опасность резкого укрепления японской валюты означает ухудшение финансовых показателей японской экономики, и без того который год находящейся в состоянии перманентного кризиса.

Главный фондовый индекс Японии Nikkei рухнул 4,24% и завершил первые торги недели на уровне 10.475,10 пункта. Его снижение в процентном выражении стало самым значительным с 17 сентября 2001 г., когда он упал на 5,04%. В значительной степени пострадали акции крупного производителя техники Canon Inc. и других ведущих экспортеров Японии.

В соседней Южной Корее падение национального фондового индекса составило аж 4,5%.

Наиболее выигравшей от решения G-7 стороной оказались США. По крайней мере, на этот раз американской стороне удалось убедить партнеров по "семерке" принять решение, позволяющее ослабить доллар, пусть даже ценой ощутимых неприятностей для одного из них. В том, что Америка, несмотря на периодические заявления о приверженности "сильному доллару", будет играть на девальвирование собственной валюты, вряд ли стоило сомневаться. Согласие же членов "семерки" идти на жертвы продиктовано желанием поддержать восстановление экономики США, продолжающей оставаться становым хребтом мировой экономической системы и гарантом ее стабильности.

Выбор читателей