Гражданские войны – эпизод 2

Нелегко далось нашему президенту внесение в Думу документа, дезавуирующего все труды чекистов от администрации на ниве защиты Государства Российского от его граждан. Но Владимир Владимирович все-таки сделал это!




23 сентября президент внес в Государственную Думу проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Документы долгожданные – о том, что действующий Закон о гражданстве никуда не годится и его придется вскоре исправлять, догадаться можно было еще до его принятия. А последние полгода депутаты едва ли не на каждом пленарном заседании приставали к представителю президента в Думе Александру Котенкову с вопросом: "Где же президентские поправки, он же обещал?". Дошло до того, что 9 сентября было принято специальное жалостное постановление об обращении к президенту с просьбой внести чаемые поправки немедленно: "Ну что же он не едет, доктор Айболит!". Настырным депутатам следовало бы учесть, как нелегко президенту далось внесение документа, дезавуирующего все труды чекистов от администрации на ниве защиты Государства Российского от его граждан.

На самом деле история с законом о гражданстве поучительно иллюстрирует классическую максиму "беда, коль сапоги начнет тачать пирожник", а также может послужить назиданием тем нервозным аналитикам, которые всё опасаются, что будет, коли Думу скупят олигархи. Посмотрим пока, что бывает, когда Думой начинают рулить люди с чистым сердцем и холодной головой.

Дело было так. Ныне действующий закон "О гражданстве" был внесен в апреле 2001 года. Тогдашний проект был подготовлен Комиссией по вопросам гражданства при президенте и ставил своей целью привести старый закон 1991 г. в соответствие с Европейской конвенцией о гражданстве и новыми реалиями эпохи. Этот документ, следовавший общеевропейской моде на ужесточение миграционных правил, ни в коей мере не соответствовал потребностям России с ее демографической ситуацией и рынком труда. Но он еще не был тем чудовищем, которое вышло из стен Думы после третьего чтения. Между первым и вторым чтениями, когда в текст закона вносятся поправки, произошло два несчастья. Во-первых, была образована рабочая группа для доработки законопроекта под руководством зам. главы администрации Виктора Иванова. Во-вторых, нескольким чиновникам, объединяемым особым складом мышления, которое дается многолетним пребыванием в рядах силовых ведомств, пришло в голову, что они могут руководить парламентом не хуже, чем всякие проходимцы из ельцинской администрации. Последствием этого прискорбного заблуждения стало появление на свет двух наихудшего качества законов, когда-либо принятых Государственной Думой, – "О гражданстве" и "Об альтернативной воинской службе".

Полная возможность поруководить была нашим борцам за безопасность предоставлена. На период рассмотрения законопроекта старокремлевские безропотно передали чекистам все приводные ремни от центристского большинства, а сами отошли в сторонку и стали наблюдать. Это было не очень гуманно по отношению к гражданам Российской Федерации, но зато результат вышел весьма эффектный. Рабочая группа принялась за дело с жаром: руководствуясь милицейской статистикой о небывалом числе преступлений, совершаемых нелегалами на территории РФ, решили получение гражданства максимально затруднить. Как это будет способствовать уменьшению числа преступлений, было не понять, но лозунги вроде "не дадим превратить Россию в проходной двор" производили на депутатский корпус и общественность большое впечатление. В результате оказалось, что бывшие граждане СССР, проживающие в республиках СНГ, не то что не получают права на гражданство в порядке признания, а вообще не имеют никаких привилегий по сравнению с прочими иностранцами. Законопроект лишил права получать гражданство России по упрощенной схеме даже бывших граждан СССР, родившихся на территории РСФСР, но имеющих теперь статус гражданина других стран. Срок ожидания гражданства был увеличен до пяти лет, а также был введен обязательный экзамен на знание русского языка, который непонятно кто должен принимать и как оценивать. Коммунисты разразились криками о надругательстве над соотечественниками, правые – о нехватке рабочих рук, которую можно компенсировать только за счет мигрантов. Ближе ко второму чтению даже депутаты-центристы догадались, что их заставляют голосовать за что-то несуразное. Но отступать было некуда, и со слезами закон был принят во втором и третьем чтениях. При необходимых 226 голосах "за" во втором чтении проголосовали 235 депутатов, в третьем – 252. Закон вступил в действие 1 июля 2002 г., и немедленно в Совете Федерации собрался "круглый стол" на тему необходимости внесения в него радикальных изменений. Соответствующие выступления и протесты с тех пор не прекращались, причем выяснилось, что закон написан до того ловко, что в случае применения парализует деятельность служб МВД, отвечающих за вопросы гражданства и миграции. Наконец, 16 мая 2003 г. свое веское слово сказал президент. В Послании Федеральному Собранию он заявил буквально следующее: "Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить". То, что было сказано в Послании относительно миграционной политики, являлось смягченным изложением новой доктрины Егора Гайдара, который считает демографический вопрос ключевым для страны на ближайшие 30 лет. Эта тема стала для правых прямо-таки гвоздем их избирательной кампании, и соответствующий пассаж из Послания президента согрел их сердца до чрезвычайности.

Авторы законотворческого проекта "Меньше народа – больше кислорода", судя по всему, обиделись и тормозили внесение обещанных президентских поправок как могли. Получилось неплохо – пакет, как мы видим, был внесен только спустя 4 месяца после Послания. Кстати, для усиления педагогического воздействия исправлять собственный закон было поручено все тому же Виктору Иванову. В новом проекте предусматривается, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, а в упрощенном порядке, без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания. Бывшие граждане СССР, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию и владении русским языком, а также без представления вида на жительство. Кроме того, в том же упрощенном порядке будут приниматься в россияне ветераны Великой Отечественной войны, нетрудоспособные лица, зарегистрированные по месту жительства в России до 1 июля 2002 г., и граждане стран бывшего СССР, отслужившие не менее трех лет по контракту в российской армии. Что еще более ценно, упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается и для лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в России и являющихся гражданами государств бывшего СССР. У иностранных граждан появляется возможность поступления в России на военную службу по контракту.

Таким образом, как нетрудно заметить, "закон Иванова" переписан (им же самим, что особенно приятно) практически полностью. Новый президентский проект будет принят в самое ближайшее время, причем ускоренным порядком – в трех чтениях сразу. Первое чтение ожидается 7 октября. Что мы будет иметь в результате принятия поправок, так это слегка улучшенный первоначальный проект комиссии по вопросам гражданства. Это не самый прогрессивный закон на свете – учитывая настоящую и перспективную демографическую ситуацию в России, страна нуждается в гораздо более радикальном пересмотре миграционной политики. Но это, нельзя не признать, будет приличный цивилизованный документ, который мог бы быть принят еще весной 2002 г., если бы в дело не вмешались крепкие государственники со своим тюремным пониманием закона и порядка.

Крепким государственникам вообще в последнее время не везет. Их партийные предвыборные проекты преследует злой рок, их участие в руководстве "Единой Россией", судя по депутатским спискам, сведено к минимуму. Владимир Дубов от "ЮКОСа" в этих списках значится, а вот Сергея Богданчикова из "Роснефти" там нет. Многообещающее дело Ходорковского пока не приносит ничего, кроме шума и неприятностей. Роман Абрамович, на которого только собрались слегка поохотиться, ускользнул из рук, как сказочная щука, не исполнив ни одного желания. Теперь вот еще с законотворчеством не сложилось. Какая-то нездоровая тенденция получается.

Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".

Выбор читателей