Вселенная стала немного чище

Буддийские монахи из тибетского монастыря Гьюдмед провели в Москве церемонию очищения Вселенной. Красочные ритуалы сопровождались обертонным пением и игрой на традиционных инструментах. В Москве установилась дивная погода...




На днях Путин пообещал уладить вопрос с приездом к нам в страну Далай-Ламы, который уже много лет не может попасть к своей калмыцкой пастве и примкнувшей к ней разнородной массе российских буддистов. А пока Москву посетили пятеро тибетских монахов из тантрического монастыря Гьюдмед, который 500 лет назад был основан в столице Земли Снегов – Лхасе. Под яростным напором хунвейбинов в конце 50-х годов община была вынуждена обосноваться в Индии. Монахи уже давно разъезжают по всему миру, знакомя жителей разных стран с ритуалами тибетского буддизма, которые на протяжении многих столетий остаются абсолютно неизменными. Особый интерес у публики вызывает обертонное пение монахов, с которым у многих тибетский буддизм прочно ассоциируется. Примечательно, что "поющих" тибетских монастырей всего два, и Гьюдмед – один из них. Так что мы имеем дело с довольно редкой традицией. Но обо всем по порядку.

В минувшие выходные тибетские монахи выступали на сцене ДК "Москвич", сцена которого была украшена пестрыми флажками с написанными на них молитвами. Под самой крышей висел флаг Тибета, оккупированного, но духовно свободного. Под ним – портрет Далай-Ламы, рядом – изображения божеств многочисленного тибетского пантеона: спокойные и грозные, пляшущие и статичные, но все одинаково красочные и яркие.

Разновозрастная публика постепенно подтягивалась в зал. С сожалением пришлось констатировать, что выступление монахов привлекло несколько психически неадекватных людей. На входе в зал мужчина средних лет яростно спорил с пожилой сотрудницей ДК, отказываясь снять верхнюю одежду. Последними его аргументами были: я сам с Тибета, я Бог.

На сцену, устланную коврами, один за другим вышли пятеро монахов в традиционных красно-желтых одеяниях. Один уселся посередине, четверо других – по бокам. В центре – маленький столик с различными ритуальными принадлежностями: "веник" из павлиньего хвоста, чашечки, чайник, колокольчики. На полу – традиционные длинные тибетские трубы.

Вся церемония носила название "Очищение Вселенной" и представляла собой отрывки из традиционных храмовых практик, несущих благое всем живым существам на Земле. Перед началом каждого ритуала один из монахов давал пояснения – о смысле всего происходящего.

В зале раздались глухие звуки пения. Пять голосов как будто исходили из самого нутра монахов без участия голосовых связок. В своих песнопениях монахи обращались к трем сущностям буддизма – непосредственно Будде Гаутаме, Учению (Дхарме) и всем его последователям (Сангхе).

В середине церемонии один из монахов встал и начал "окроплять" воздух веником из павлиньего хвоста, что символизировало процесс очищения Вселенной. Перед этим зрителей предупредили, что во время этого сакрального действа нужно думать о важнейших добродетелях и лелеять в душе только благие помыслы.

Следующая церемония была посвящена "домашнему" божеству монастыря. Монахи мысленно перевоплощались в его образ, а для облегчения задачи надели на себя высокие черные колпаки и своеобразные "кокошники"... На протяжении всех ритуалов "рычащее" глухое пение не прекращалось ни на минуту.

После перерыва монахи перешли от вокальной к инструментальной части. Пронзительно и резко заиграли длинные трубы, стал ритмично стучать большой барабан, напоминающий чем-то шаманский бубен. Устроили звон тарелки и колокольцы. Таким образом монахи призывали божеств-защитников поддержать их на духовном пути и убрать всевозможные преграды.

Выступление подошло к концу. Смолкли аплодисменты. С добрыми улыбками на лицах монахи скрылись за кулисами, поблагодарив всех за внимание. Вселенная стала немного чище...

Читайте также

Выбор читателей