Чиновники не знают, как поделить Шереметьево-3

Чиновники не знают, как поделить Шереметьево-3

Странно, но несмотря на декларируемые правительством административную реформу и борьбу с коррупцией, наши чиновники продолжают вести себя так, как будто это их не касается. И часто очень трудно логично объяснить их действия чем-либо иным, кроме личной заинтересованности. По крайней мере, решения председателей советов директоров двух государственных ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) и "Аэрофлота" об отмене совместного заседания советов 2 октября никак не преследовало государственных интересов.

Главным вопросом повестки дня совместного заседания совета директоров должно было стать обсуждение перспектив развития строительства нового терминала в Шереметьеве. История долгостроя Шереметьева-3 тянется с февраля 2001 года. Впрочем, и долгостроем это назвать трудно: тогда был лишь заложен первый камень, на том строительство и закончилось. Любопытно, что примерно в то же время компания Aeroports de Paris начала строительство нового терминала в парижском аэропорту "Руасси Шарль де Голль". Сегодня терминал уже сдан в эксплуатацию и приносит прибыль своим владельцам. И очевидно, что вряд ли французы стали бы реализовывать проект стоимостью около $300 млн, если бы не видели в этом выгоды.

Ну а что же происходило в эти годы в Шереметьеве? Сначала отступного потребовала администрация Химкинского района Московской области, на территории которого должен строиться новый терминал. Судя по всему, в Химках рассудили, что раз уж "Аэрофлот" взял на себя заботу о строительстве, то будет справедливо, если, кроме стоимости аренды земли, район получит и налоговые платежи авиакомпании и ее "дочек". Еще оригинальнее повела себя прежняя администрация Шереметьева. Экс-генеральный директор аэропорта Сергей Беляев решил поделить, что называется, шкуру не убитого медведя, заявив, что хочет контролировать 51% прибыли нового терминала. Для "Аэрофлота", вложившего к этому времени в проект более $10 млн и не получившего от Шереметьева никакой поддержки, подобное требование выглядело довольно странно.

В спорах о будущем проекта прошло три года. За это время из Шереметьева ушло несколько авиакомпаний. Пожалуй, громче всех хлопнула дверью английская British Airways, которая с 1 июля перебралась в Домодедово. В аэропорту сокращается поток транзитных пассажиров. Дело доходит до того, что, например, жители Санкт-Петербурга сейчас летают в страны Азии не через Москву, а через Хельсинки. Убытки и недополученная прибыль исчисляется миллионами долларов, однако государственные чиновники пока не спешат решать судьбу нового терминала.

Впрочем, некое шевеление началось минувшей весной, когда курировать проект вдруг вызвалась "Альфа-групп". После этого Михаил Касьянов поручил Минэкономразвития и Минимущества разработать условия конкурса по выбору управляющей компании для Шереметьева, которая заодно взялась бы построить новый терминал. Однако уже летом разразился скандал. Ответственные за разработку условий тендера министерства до сих пор не рассекретили их для всех желающих, но, тем не менее, журналисты выяснили, что документы разрабатывались чуть ли не под руководством специалистов "Альфы", и лишь "Альфа-групп" имеет шанс победить в конкурсе. Это никак не устраивало других потенциальных участников, а потому министерства оказались вынуждены еще больше засекретить разработки, и судьба конкурса, а вместе с ним и нового терминала вновь повисла в воздухе.

Начать хоть какую-то реализацию проекта, наконец, решили советы директоров Шереметьева и "Аэрофлота". В первых числах октября они запланировали провести совместное заседание своих советов директоров, которое и должно было обсудить будущее Шереметьева-3 . Но не тут-то было. Минимущества вдруг выносит заключение о том, что такое заседание нежелательно. И хоть заключение не имеет для акционерных обществ никакой юридической силы, их председатели советов директоров Зурабов и Исаев с нарушением закона выносят решение об отмене заседания буквально за день до его проведения. Учитывая, что цена вопроса о строительстве нового терминала составляет для каждой из названных компаний миллионы долларов прибыли или убытков в год, то такое решение трудно объяснить заботой об их интересах. Учитывая же, что Шереметьево полностью, а "Аэрофлот" - наполовину государственные компании, то вряд ли Минимущества и председатели советов своими решениями принесли государству много пользы.

Зато как-то сразу вспоминаются слухи об интересах компании "Альфа-групп" и ее желании управлять Шереметьевом. После этого невольно задумываешься, если решения Минимущества, Зурабова и Исаева не приносят пользу государству, "Аэрофлоту" и "Шереметьеву", но почему-то, может быть, даже совершенно случайно, оказываются на руку "Альфе", то чем руководствовались чиновники, отменяя заседание? Ведь явно не государственными интересами.

Выбор читателей