Из России продолжат вить веревки

Процесс вступления России в ВТО имеет все шансы затянуться на неопределенное время. Миссия Германа Грефа в Брюсселе завершилась провалом




Россию в очередной раз "прокатили". Делегации, возглавляемой Германом Грефом, так и не удалось достигнуть договоренности с Евросоюзом по ключевому аспекту присоединения России к ВТО – вопросу ценообразования на энергоносители. "В этом вопросе никакого прогресса. Как ЕС предъявлял к России шесть требований в сфере энергетики, так они и остались", – заявила по окончании встречи Грефа с комиссаром ЕС по торговым вопросам Паскалем Лами руководитель управления общественных связей Минэкономразвития Алла Борисенкова.

Утешительным призом, привезенным Грефом из Брюсселя, стало лишь обещание Евросоюза в ближайшее время конкретизировать требования и представить их российской стороне.

Как известно, основным – и самым неприемлемым – комплексом условий ЕС для вступления России в ВТО является выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин, свобода транзита через российскую газопроводную систему, возможность сооружения частных трубопроводов в РФ и ликвидация монополии "Газпрома" на экспорт газа.

Надо заметить, что незадолго до провалившихся переговоров миссии Грефа предрекали более счастливую судьбу. Накануне визита главы МЭРТ в Брюссель Михаилу Касьянову удалось договориться с французским премьером Раффареном об отказе от требования немедленно повысить цены на газ. Французы, как пишет "КоммерсантЪ", по-видимому, приняли во внимание тот факт, что цены в конечном итоге вырастут и без давления извне. К тому же, Gaz de France заинтересован в увеличении поставок российского газа. Однако смягчение позиции Франции на мнение ЕС никак не повлияло.

Помимо "энергетической несовместимости" существуют и другие серьезные препоны на пути России в ВТО. Во-первых, это прямая господдержка сельского хозяйства, которая на сегодняшний день составляет порядка $800 миллионов. Сейчас российское аграрное лобби под лозунгом защиты интересов национального сельхозпроизводителя уверенно пробивает куда более значительные бюджетные ассигнования на поддержку агропрома. Понятно, что в год выборов вряд ли кто-то осмелится покуситься на российского крестьянина в угоду требованиям "заевшейся" Европы. (Характерно, что в развитых странах, включая страны-члены ЕС, государственные субсидии аграрному сектору – явление достаточно распространенное. Однако в процессе переговоров европейские поборники рыночного равноправия предпочитают лишний раз не вспоминать об этом обстоятельстве.)

Еще одной преградой на пути в ВТО остается нежелание российской стороны открывать для иностранных компаний банковский, страховой и телекоммуникационный рынки. Как известно, порог иностранного участия в банковском секторе России ограничен 25%; зарубежным банкам и страховым компаниям запрещено открывать свои филиалы на российской территории, их работа на российском рынке может осуществляться лишь посредством дочерних структур. Однако в данном случае стремление государства защитить соответствующие секторы рынка можно считать чрезмерным. В частности в банковской сфере даже имеющаяся квота допуска иностранцев не выбрана полностью, поскольку для ведущих зарубежных банков Россия пока не является тем рынком, на который необходимо проникнуть любой ценой. Похожая ситуация складывается и в сфере страхования. Вместе с тем, иностранцы прекрасно понимают, что заранее "застолбить" на российском рынке место совсем нелишне. А выдавливание "аборигенов" заграничными "китами", которого так опасаются российские банкиры, страховщики и члены правительства, может случиться и при существующем уровне ограничений на иностранное участие – достаточно будет "дозреть" самому рынку.

Немного иначе обстоят дела с рынком телекоммуникаций, либерализации которого требуют от России европейцы (прежде всего, это касается монополии "Ростелекома" на рынке дальней и магистральной связи). Своеобразным щитом от конкуренции здесь являются оставшиеся от прежних времен понятия секретности и оборонно-стратегической значимости. Предполагается, что этот рынок откроется для иностранцев не ранее, чем через 10 лет после вступления России в ВТО.

Таким образом, провал миссии Германа Грефа в Брюсселе неожиданностью не является. Экономическое разрешение сложившихся противоречий на сегодняшний день практически исключено, и решение вопроса о вступлении России в ВТО может носить исключительно политический характер. Не стоит забывать и о том, что серьезное раздражение у Евросоюза вызывают попытки России наладить более тесные отношения с его главным конкурентом – США.

В отличие от государств типа Грузии или Киргизии, уже пополнивших собой ряды ВТО, Россия является страной, которую Западу выгодно шантажировать. А это значит, что рассчитывать на "скорую победу" нам не стоит.

Выбор читателей