"Иди и убей!": история несостоявшейся смертницы

Корреспондент "Yтра" встретился в Чечне с девочкой, которую готовили на роль живой бомбы. "Террористке", которой приказали взорвать сына Ахмада Кадырова, всего 14 лет...




...Беседой общение с этой хрупкой девочкой назвать трудно. В комнате на одной из баз Службы безопасности президента Чечни Ахмада Кадырова я задаю ей вопросы, мы пытаемся шутить. Узнав, что я журналист, моя собеседница сначала хотела убежать, но осталась – видно, любопытство пересилило страх. Она плохо складывает слова в предложения, делает вид, что не понимает по-русски, однако слова "тротил", "фугас", "мина", "снаряд" ей знакомы хорошо. Сотрудники Службы безопасности говорят, что еще неделю назад девочка напоминала маленькую волчицу, дичилась окружающих, говорила бессвязно, в основном озвучивая "легенду".

Мадина (это ее вымышленное имя) родилась в 1989 г. в одном из сел Курчалоевского района Чечни в неблагополучной семье. В 2003 году она едва не стала разменной пешкой в чужой игре – несколько месяцев назад девочку начали готовить на роль живой бомбы.

По словам Мадины, к ее вербовке имели отношение знакомые молодые люди. "Курсы" проходили по ускоренной программе. Организаторов терактов поджимало время, поэтому обучение велось в Чечне. Сейчас ясно, что "знакомые" действовали не по собственной инициативе, а выполняли приказ, подыскивая подходящий "человеческий материал" и получая за это деньги. По некоторым данным, заказ на смертниц исходил от близкого окружения Басаева. Вместе с Мадиной к терактам готовили еще несколько таких же 14-15-летних девочек. Сначала им объяснили, что нужно наказать "предателей – кадыровцев и ямадаевцев". Затем уточнили задачи. Что нужно делать лично Мадине, объяснили просто: взять пакет и подойти на одной из заправочных станций к машине Службы безопасности президента Чечни. Девочка должна была оставить пакет со взрывчаткой у автомобиля Рамзана Кадырова и удалиться. За эту несложную операцию ей пообещали 50 тысяч рублей. Разумеется, знакомые Мадины "включили динамо" – как выяснилось, она даже не смогла бы покинуть АЗС.

Мадине сказали, что кроме пакета ей потребуется еще одно устройство – "на всякий случай". Когда у девочки наступило прозрение, сказать сложно. Но уже получив пакет с тротилом и так называемый "пояс шахида", она поняла, что это дорога в один конец. Первым делом Мадина решила избавиться от пояса. Кусок материи, набитый взрывчаткой, она выбросила в реку. Но оставался еще пакет, который ей надо было отнести к машине на заправочной станции. Возвращаться в родные места, не выполнив задания, она не могла – ей неминуемо грозила расправа.

Детали операции по локализации несостоявшейся смертницы в Службе безопасности президента Чечни не раскрывают. Мадина попала в поле зрения оперативников и была задержана. Девочку вывезли в безопасное место.

Сейчас в республике идет активная работа по поиску и задержанию людей, причастных к подготовке терактов и вербовке смертников. Операции в селах Автуры, райцентре Шали, Бачи-Юрте и других населенных пунктах приносят плоды. Вот как прокомментировал ситуацию корреспонденту "Yтра" Рамзан Кадыров:
"Сейчас тактика ваххабитов изменилась. У шайтанов большие проблемы с исполнителями. Посмотрите на тех, кто закладывает фугасы или кого заставляют надевать эти пояса, – это дети 14-17 лет, не видевшие ничего в жизни. Идет охота за подростками, включая девочек. Ваххабиты хотят лишить Чечню будущего. Вот говорят про "палестинский след" в Чечне, про "шахидов". Да нет здесь и грамма борьбы за идею, за веру. Есть дети из неблагополучных семей, потерявшие родителей, которым подкидывают деньги, вяжут кровью, насилуют, давят на психику и говорят: "Иди, умри". Это грязные методы, на которые есть только один ответ – пуля. Те, кто использует чеченскую молодежь в своих целях, ответят за это по полной программе".

Выбор читателей