Дума лихо прокатила автогражданку

Вчера измученные заботой об автовладельцах депутаты выслушали и обсудили 15 вариантов закона об ОСАГО. Неожиданно победил самый простой: забыть автогражданку на год как страшный сон




Вчера на пленарном заседании Госдумы депутаты почти два с половиной часа оттягивались на автогражданке. События развивались как в правильно скроенном вестерне.

Страховщики устами президента Российского союза страховщиков представили единственный законопроект, который имел шанс реально пройти не только в Думе, но в Совете Федерации. Он предусматривал снижение тарифов в среднем на 18% и всяческие льготы.

Законопроект, предложенный депутатами-центристами, предлагал предоставить льготы пенсионерам и инвалидам, сократить минимальный срок обязательного страхования с 6 до 3 месяцев, снизить тарифы для тех, кто ездит только летом, и т.д. Центристы говорили, что их законопроект наиболее просчитан, хотя... деятельность страховых компаний будет на грани рентабельности. (Действующий закон устанавливает, что 80% от суммы налога направляется на страховые выплаты, а на деятельность страховых компаний – 20%. Дальнейшее снижение страховых тарифов привело бы к краху последних.)

Альтернативный законопроект представил Владимир Жириновский, который считает, что обязательное страхование автогражданской ответственности необходимо. Причем тарифы снижать не нужно – если у пенсионера есть машина, дача, квартира, он небедный человек. Думать надо о тех, у кого нет машины и квартиры. В интервью корреспонденту "Yтра" Жириновский сообщил, что владельцы милицейского и военного транспорта должны быть освобождены от платежей по обязательному автострахованию, "иначе мы разорим милицию".

Виктор Похмелкин представил сразу два законопроекта на ту же тему. Он сказал, что т.к. речь идет о 20 млн. автовладельцев, закон вызовет большое количество пробок на дорогах: ведь если в прошлом водители как-то договаривались, то теперь ждут прямо посередине проезжей части регистрации. На Западе водители после аварии просто обмениваются страховыми карточками и разъезжаются, но у России, как всегда, свой путь. Похмелкин настаивал на том, чтобы тарифы устанавливались не правительством, а федеральным законом, т.к. это обязательный платеж сродни налогу.

Свой законопроект представил зампред бюджетного комитета Валерий Гальченко, который предлагал снизить базовую ставку тарифа в 2 раза. А Анатолий Аксаков рассказал об опасности строительства финансовых пирамид: ведь в российском законодательстве отсутствует понятие страхового мошенничества. В результате принятия закона об обязательном страхования автовладельцев возникла монополизация рынка. Аксаков сообщил, что Российский союз страховщиков изменил свой устав, и теперь прием в него страховой компании возможен только общим собранием раз в год, а без членства в РСА попасть на рынок предоставления услуг по обязательному автострахованию невозможно. (Фальшивые полисы в Москве продают по 500 рублей.) Аксаков предлагает не отменять закон, а изменять его, предоставляя льготы инвалидам и пенсионерам.

Свои законопроекты на ту же тему представили Мартин Шаккум, Олег Шеин, Николай Арефьев, Василий Алтухов и еще много кто. Всего измученные заботой об автовладельцах депутаты выслушали и обсудили 15 вариантов закона.

Финал превзошел все ожидания: в рейтинговом голосовании набрал наибольшее число голосов законопроект Геннадия Райкова, который вообще отсутствовал на заседании: 249 "за", 1 "против". Смысл поправки прост – все откладывается на год. Вступление закона в силу переносится на 1 июля 2004 года, штрафы за отсутствие полиса начнут взимать не ранее 1 января 2005 года. С теми, кто уже застраховался, поступят просто – зачтут им платежи на более поздний срок.

Депутаты решили забыть автогражанку как страшный сон – а там, уже новой Думе, и терять будет нечего, и за избирателя можно будет не драться. Тогда и возьмут по полной. Хотя пенсионеров, может, и пощадят.

Выбор читателей