"Альфа-банк" теряет клиентов из-за пяти рублей

Пять рублей с копейками – именно в такую сумму оценил "Альфа-банк" верного клиента, после чего безвозвратно его потерял. Кто же в здравом уме будет продолжать сотрудничать, если партнеры его ни в грош не ставят?




В последнее время на рынке кредитных продуктов для широких слоев населения наблюдается растущий бум. Банки один за другим предлагают настоящие кредитные карты; среднестатистический российский человек с доходом выше среднего валом валит в офисы кредитных учреждений, заказывая себе "Визы" и "Мастеркарды", простые и золотые, в рублях и в валюте. Анкету заполнил, счет открыл, услуги оплатил – и через несколько дней получил вожделенный кусок пластика, на котором уже лежит энная сумма. А потом знай себе трать и исправно выплачивай взносы да проценты. Как правило, долги по обычной пластиковой карте выплачиваются в пять приемов, по 20% от общей суммы задолженности, по "золотой" – в десять приемов по 10%; при этом изготовление обычной кредитки стоит от $15 до $30, а "золотой" – в районе $100. Остальные технические подробности доступны на сайтах банков и к теме настоящего материала отношения не имеют.

Ваш покорный слуга также решил не отставать от веяний времени и начал охоту за кредитками. Кредитные карты – это удобно. Кто-то пользуется ими постоянно, обеспечивая оборот денег и зарабатывая таким образом кредитную историю и право на увеличение лимита, а кто-то, как, например, я, держит в заначке на всякий пожарный при поездках за границу. Увеличению кредитного лимита это, конечно, не способствует, но зато точно знаешь, что "ежели чего" – у тебя в кошельке есть лишние несколько сотен у.е.

Как настоящий охотник, я изучил повадки банков и в результате остановился на трех. Первый в конце концов отпугнул меня слишком маленьким лимитом (около $100) и слишком высокими процентами – 24% годовых. Второй сразу дал 750 евро, 12 (вроде) процентов годовых, отсутствие всякой головной боли, постоянную готовность помочь и всегда четкие ответы на вопросы о сумме долга, времени платежа и т.д., за что я банку и ответственному за общение со мной сотруднику благодарен чрезвычайно. Названия не упоминаю намеренно, название в этом материале будет только одно – "Альфа-банк". Именно он оказался третьим местом, куда привели меня поиски. Обычную пластиковую карту, в обиходе ошибочно называемую кредитной, я открыл там несколько лет назад и общением с сотрудниками банка всегда был доволен, они не раз успешно решали мои вопросы в условиях цейтнота. А совсем недавно сие учреждение открыло по всей Москве сеть привлекших мое внимание офисов "Альфа-банк Экспресс", в которых и выдаются "настоящие" кредитки.

Заполнив анкету, оплатив стоимость "золотой" "Визы" и надбавку за срочность изготовления, через некоторое время я получил заветную кредитку с лимитом не то чтобы большим... так себе, значительно меньше, чем во втором банке. Понятное дело, надеяться сразу, "с улицы", получить, согласно рекламным уверениям, лимит до нескольких тысяч долларов может только очень наивный человек, ну да я на это и не рассчитывал. Сколько дали, столько и дали, а остального кредитной историей добьемся.

Положив прямоугольный кусочек пластика в портмоне, я отправился за границу в заслуженный отпуск. Естественно, траты, как всегда, не рассчитал, пришлось воспользоваться обеими кредитками. А чего ж не воспользоваться, если для того они и получены? Вот тут-то и начинается самое интересное.

Получив после отпуска информацию от банка, я никак не мог понять, почему меня настойчиво просят погасить всю сумму целиком, не принимая во внимание наш договор о разбивке выплат на десять частей. Продолжалось так довольно долго, при этом я, руководствуясь заключенным соглашением, в назначенный срок приходил в отделение "Альфа-банк Экспресс" и клал на свой счет то, чего, как я считал, было достаточно. Ну, понятно, опаздывал порой, с кем не бывает, дело житейское...

Иллюзия о постоянно закрадывающейся в бумаги банка ошибке растаяла, словно мираж, в позапрошлый четверг, когда ко мне на работу пришли сразу два сотрудника названного учреждения и принесли мое "денежное досье", из которого следовало, что никакой ошибки нет. Я должен банку весь остаток, причем должен прямо сейчас, немедленно, окончательно и бесповоротно.

Как же так? Ведь во время заключения договора я платил сотню долларов в том числе и за удобство внесения платежей в десять приемов – это очевидно любому рядовому потребителю кредитных услуг, как правило, не отягощенному знанием банковских механизмов. Однако в данном случае отяготиться все-таки стоило. Развлекаясь в солнечной Италии, я расслабился и – о ужас! – допустил так называемый "технический овердрафт", а попросту перебрал свой лимит на – внимание! – семнадцать центов. По здравому размышлению я пришел к выводу, что виновата в этом все-таки система, позволившая мне эти центы перебрать. Ну не может нормальный человек помнить до копейки остаток на кредитке, вычислять с калькулятором платежи за каждую транзакцию, или как там это называется, и дрожать от страха. Целая система, центры авторизации, дорогостоящее программное обеспечение, красивые офисы, венценосные председатели правления и кучи оплачиваемых сотрудников рангом пониже как раз и существуют для того, чтобы определять, сколько в данный момент я могу со своей карточки снять. Не моя это забота, никак не моя.

Причиной моих неприятностей стало то, что у нас на работе, например, беспощадно карается штрафами, – "кривые ручки программиста". Оказывается, после того, как произошел этот самый овердрафт, программа стала считать, что я должен не просто очередной платеж плюс те самые 17 центов, а обязан оплатить весь долг. Только после этого мою кредитную линию разблокируют и снова станут считать меня любезным изменчивому банкирскому сердцу клиентом. А до того будут приезжать, звонить и растолковывать мне, неразумному, что я "попал".

На попытки выяснить, не является ли это маразмом, убивающим на корню саму идею погашения долга в рассрочку (как продукт умными банковскими словами ни называй, суть-то именно такая), ради которой клиент и открывает карту, ушло два дня. По своим каналам я получил неофициальные комментарии компетентных сотрудников "Альфа-банка", которые подтвердили, что такая ситуация вполне могла возникнуть. Утешаться можно только тем, что я, судя по всему, в своем "залете" далеко не одинок. Навещавшие меня "альфовские" спецы охарактеризовали это так: "Что написано на клавиатуре, не вырубишь топором", особо напирая на немедленное восстановление кредитной линии сразу после уплаты всей задолженности. То же сказали и в прошлый вторник, снова напомнив по телефону о своем существовании, чтоб не расслаблялся. Бог с вами, ребята! Мне эта "линия" нужна в лучшем случае несколько раз в году, когда я за границу выезжаю, да и то для подстраховки. А в отечестве кому как, а мне с наличными привычнее.

После всей этой обидной истории осталось у меня несколько вопросов. Почему в "Альфа-банк Экспресс" используется явно не доведенное до ума программное обеспечение, откровенно подставляющее клиентов? Должны ли мне возвратить какую-то часть от стодолларового взноса ввиду умерщвления идеи того, за что было плачено? Не причитается ли мне что до кучи и за моральный вред? Сколько клиентов в лице моих друзей, сослуживцев в количестве полутора тысяч человек и читателей, коих многие десятки тысяч, потерял "Альфа-банк"? Какую прибыль недополучит банк, если учитывать, что на обычной (не кредитной) карте я держал порой подолгу достаточно крупные суммы, а теперь не положу их никогда и ни за что, из принципа? Даже услугами "Вестерн Юнион" стану пользоваться в другом месте.

В общем, к моменту опубликования этого материала я, наверное, уже доплетусь до банка и заплачу все целиком. Ну не буду же, в самом деле, судиться или грозить банкирам карой небесной. Думаю, они и без помощи небес додумаются, что потерять многолетнего стабильного клиента из-за семнадцати центов – это уже слишком. Сколько там это у нас по текущему курсу? Рублей пять... с копейками.

P.S. Дошел до банка. Пытался заплатить. Деньги не взяли. "Ваши счета в системе не видны. Можете часок подождать, пока все исправится, или завтра приходите". Глюки живут и побеждают.
Назавтра снова пришел. Все то же самое. В жизни еще никого так долго не уговаривал взять у меня деньги. Вопросов стало больше. Кто оплатит мое рабочее время и набежавшие за эти дни дополнительные проценты?

Пресс-служба "Альфа-банка", получив текст статьи для подготовки комментариев, отреагировала гробовым молчанием.

Выбор читателей