Кукольный нон-стоп. Послесловие

Искусство кукольного театра учит умению наблюдать и исследовать жизнь во всех ее проявлениях, подмечать необычные детали в заурядных на первый взгляд предметах, наслаждаться их формой и подбирать ей новое содержание




В Москве завершился II Международный фестиваль кукольных театров им. С.В. Образцова. Сегодня, когда фестивальная суматоха улеглась, а впечатления от увиденного постепенно уступают место новым открытиям и переживаниям, пришло время подвести итоги. За шесть дней столичные жители имели возможность насладиться искусством театральных трупп из более чем двух десятков стран СНГ, Восточной и Западной Европы. Различные по формам и стилям спектакли шли в режиме нон-стоп, в двух основных и двух дополнительных зрительных залах. Даже полностью свободный от прочих жизненных дел человек, который мог бы позволить себе каждый фестивальный день с Yтра до вечера проводить в театре, все равно не сумел бы посмотреть все представления.

Кукольный праздник явно не прошел незамеченным, однако и аншлаговым его, к сожалению, назвать никак нельзя. Значительную часть публики в зале представляли журналисты, участники и гости фестиваля. И толпа зрителей не толпилась у входа театр в надежде добыть лишний билетик. Однако отнюдь не качество приехавших в Москву коллективов и отсутствие интереса к ним стали тому виной. Вероятнее всего, как и многие аналогичные мероприятия, фестиваль оказался заложником недостаточного финансирования культурных начинаний и плохо развитого менеджмента в области культуры, способного привлечь заинтересованных спонсоров и меценатов. Тем не менее, с уверенностью можно констатировать тот факт, что фестиваль доказал необходимость своего существования и занял достойное место среди своих московских собратьев.

Возможно, в будущем к названию фестиваля помимо "кукольных" добавится еще и "нетрадиционных" театров. Именно к таким относятся, в частности, два коллектива из испанского города Барселона, объединенные не только общей родиной, но и схожими темами представленных на фестивале работ – "Тени найденных вещей" (театр La Conica) и "Вещи жизни" (театр TRASTAM). В этих спектаклях нет кукол в общепринятом смысле слова. Актерами являются обычные вещи, найденные на улицах Барселоны, в первом случае, и простые предметы повседневного быта во втором. Но если в спектакле театра теней La Conica вещи ценны сами по себе, то в представлении театра TRASTAM они наравне с собственными руками живых актеров служат подручным материалом для создания оригинальных и неожиданных образов. Однако и в том, и в другом случае спектакли состоят из отдельных эпизодов, не связанных общим сюжетом.

"Тени найденных вещей" напоминают чайную церемонию народов Дальнего Востока, важным элементом которой является какой-либо предмет искусства, предназначенный для вдумчивого изучения во время длительного процесса чаепития. Зачастую таким предметом служит гравюра с четкими линиями и тщательно выписанными деталями. Именно линии и контуры предметов – основные герои представления, которое погружает зрителя в состояние, близкое к медитации. Усилению этого эффекта служат музыкальные мотивы, сопровождающие спектакль, также весьма похожие на восточные. Попытки разгадать предметы, породившие столь изысканную игру теней, служат дополнительным развлечением для зрителя, посвященного в предысторию спектакля. А демонстрация этих предметов (дорожного знака, продуктовой корзины, подставки для открыток и т.д.) в завершении является неотъемлемой составной частью представления.

"Вещи жизни", напротив, больше подходят для шумной дружеской вечеринки. Спектакль очень веселый и динамичный. Буквально на глазах у зрителей в руках актеров оживают предметы, с детства знакомые каждому из нас. Закручивают курортный роман полотенца, мусорное ведро с крышкой превращается в знойного латиноамериканского мачо, щетки и веера оказывается достаточно для того, чтобы изобразить капризную певицу, а наколотые на вязальные спицы клубки осваивают восточное боевое искусство. Предназначенный для показа на небольших сценах камерных театров и уютных ресторанов, спектакль не претендует на философичность, хотя таковым и является.

Несмотря на внешнюю непохожесть, оба спектакля учат одному и тому же: умению наблюдать и исследовать жизнь во всех ее проявлениях, подмечать необычные детали в заурядных на первый взгляд предметах, наслаждаться их формой и подбирать ей новое содержание. Такое внимание к мелочам, вполне вероятно, продиктовано жителям богемного испанского города его собственной атмосферой и, в первую очередь, архитектурой, в которой многочисленные отдельные элементы так же важны, как и общее впечатление от здания. Достаточно вспомнить знаменитые причудливые творения Гауди, производящие одинаково сильное впечатление как издали, так и вблизи.

Выбор читателей