Высшее образование вытаскивают из пропасти

Российское академическое образование признано одним из лучших в мире – во всяком случае, так мы привыкли думать. Но время идет, и ситуация меняется. Причем в худшую сторону




Будущее России зависит не от цен на энергоносители, а от уровня образования ее граждан. Удастся ли существующей политической элите сформировать в стране такое положение, при котором российские выпускники вузов станут цениться на вес золота у нас и за рубежом? Комитет Государственной думы по образованию и науке на прошлой неделе предложил проект закона "Об университетах". По мнению депутатов, этот документ должен ознаменовать начало реформы высшего образования.

Российское академическое образование признано одним из лучших в мире. Наши университеты выпускают специалистов, за которых готовы бороться ведущие компании Запада. Во всяком случае, так мы привыкли думать. Действительно, популярность отечественных ученых и инженеров за рубежом в 90-х годах позволяла делать подобные выводы. Но время идет. Те, кто получил фундаментальное образование в советское время, смог начать научную работу и добился определенных результатов, высоко ценимых во всем мире, постепенно либо уехали, либо перешли в более прибыльные сферы деятельности, чем наука и технологические разработки, либо попросту состарились и готовы уйти на покой.

Прийти им на смену, по большому счету, некому. В научных институтах возраст большинства сотрудников близок к пенсионному. Приток молодых кадров крайне невелик. Во многом загвоздка этой проблемы кроется в том, что при нынешнем состоянии вузовского образования студенты практически оторваны от профессиональной научной среды, не заинтересованы в дальнейшей научной карьере и воспринимают обучение в вузе как необходимость получения "корочки", но не как путь в науку. А единичные исключения из этого правила зачастую сталкиваются с тем, что на первой же работе им говорят: "А теперь забудьте все, чему вас учили, и начинайте обучение рабочим навыкам с нуля".

Немного статистики. Сегодня в России действуют 1404 вуза, из них государственных – 657, негосударственных – 747, в том числе аккредитованных – 329. Статус университета имеют 328 вузов, но лишь малая толика из них отвечает представлению об университете как о содружестве образовательной и научной систем. При этом выпускники всех этих вузов имеют одинаковый диплом государственного образца.

Но это лишь одна из университетских проблем. Вторая – и самая значительная – заключается в отсутствии денег на поддержание материальной базы. Еще одна "загогулина" образовательного процесса – появление в роли преподавателей и членов ученых советов университетов большого количества людей, чьи профессиональные качества заставляют желать много лучшего.

Решение этих вопросов лежит на поверхности. Стране, как это ни банально, нужна реформа высшего образования.

В России до сих пор нет федерального закона, регламентирующего университетскую деятельность. Сами университеты лицензируются как образовательные учреждения, но не имеют лицензии на право заниматься научной деятельностью. Дипломы доцентов и профессоров, кандидатские и докторские звания выдаются сейчас Высшей аттестационной комиссией, которая превращается в поле борьбы разных научных школ. Для сравнения: в большинстве европейских стран право присваивать ученые степени принадлежит университетам, в которых ведут свою деятельность научные работники.

Исправить эту ситуацию намерен думский комитет по образованию и науке. 14 октября он внес на рассмотрение Думы законопроект "Об университетах". 16 октября прошла встреча инициаторов проекта с ректорами российских вузов, которым был предложен на обсуждение текст закона. Его основной принцип сводится к следующему: будущее страны зависит от того, насколько современное образование будет связано с современной наукой.

Еще одна цель, которую ставят перед собой народные избранники, выдвигая законопроект, заключается "в преодолении изоляционистских тенденций в отечественном высшем образовании". Речь идет об интеграции России в европейское образовательное сообщество. В июне этого года нижняя палата парламента направила обращение к главе правительства Касьянову о необходимости подписания Россией Болонской конвенции по высшему образованию. Результатом этого обращения стало принятое 19 сентября 2003 г. решение о включении нашей страны в объединение европейских государств по созданию единого образовательного пространства.

Текст решения отражен в коммюнике по результатам проходившей в середине сентября конференции министров образования европейских стран в Берлине. Теперь под "Декларацией о Европейском пространстве для высшего образования" стоят подписи 40 министров соответствующего профиля, а на следующей конференции – в мае 2005 года – Россия будет участвовать в качестве полноправного партнера.

Для справки:
Болонский клуб, организованный два года назад, предполагает создание к 2010 г. единой европейской зоны, предполагающей взаимное признание дипломов вузов и практику других общих стандартов в области высшего образования. Цель клуба – принятие единой двухступенчатой (бакалавр и магистр) системы высшего образования, общей системы зачетных единиц и единых критериев оценки качества преподавания и образования. До сентября 2003 г. в Болонский клуб входило 33 страны: почти все западноевропейские государства, Турция, Кипр, Мальта, Латвия, Литва и Эстония. В сентябре вместе с Россией конвенцию подписали Андорра, Босния и Герцеговина, Албания, Сирия, Черногория, Македония и Ватикан.

Выбор читателей