Какие проблемы у "Яблока" с ЦИКом

Похоже, пациент скорее мертв, чем жив. Мечты о преодолении заветного 5-процентного барьера становятся все более призрачными




Неприятности у партии "Яблоко", касающиеся Центральной избирательной комиссии, начались пару недель назад. Основной проблемой являются не пресловутые $700 тыс., которые нашлись не оприходованными в сейфе "Агентства стратегических коммуникаций", выполняющего для партии "Яблоко" обеспечение информационной кампании. Главным камнем преткновения, о который может споткнуться хорошо отлаженная избирательная "яблочная" кампания, являются обращения избирателей по поводу незаконной агитации. Сейчас в ЦИКе лежат требующие рассмотрения бумаги, в которых указано около полутора сотен фактов нарушения избирательного законодательства.

Механизм, который может стоить "Яблоку" регистрации на декабрьских выборах, следующий. Согласно ст. 95 п. 6 пп. 6 "Федерального закона о выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ" в случае, если партия израсходует на агитационную кампанию средств на 5% больше, чем составляет избирательный фонд, то это автоматически приводит к отмене регистрации. На выборах в Государственную думу в декабре 2003 г. избирательный фонд составляет 250 млн рублей. Соответственно, если "Яблоко" перерасходует средств на 12,5 млн больше, то это и приведет к отмене регистрации.

Основная масса материалов (ровно 100), которые рассмотрит ЦИК, были опубликованы в газетах издательского дома "Провинция". Каждый материал занимает полосу, а средняя стоимость полосы политической рекламы составляет около 65 тыс. рублей. Таким образом, по подсчетам, только ИД "Провинция" опубликовал материалов на сумму 6,5 млн рублей. Кроме этого, ЦИКом будут рассмотрены обращения по поводу "Аргументов и Фактов" (4 материала, стоимость полосы А3 – 1,17 млн руб.), "Комсомольской правды" (6 материалов, стоимость полосы А3 – 586 667 руб., в пятницу – 1 173 333 руб.), "Московского комсомольца" (3 материала, стоимость полосы А3 в региональном выпуске – 597 790 тыс. руб.) и др.

Причем с каждой неделей количество материалов, которые будет рассматривать Избирательная комиссия, только увеличивается. Так, за прошлую неделю в ЦИК поступили документы на 17 публикаций, причем по традиции один из материалов был опубликован в 17 изданиях ИД "Провинция".

Ни один из этих материалов, содержащих, по мнению обратившихся, агитацию за партию "Яблоко", не оплачен из избирательного фонда и появился до момента официально разрешенной платной избирательной кампании в СМИ.

Сегодня, в рамках обнаруженных в "Агентстве стратегических коммуникаций" $700 тыс. и отказа "Яблока" подписать общественный договор "Выборы-2003" положение партии становится весьма шатким. Юридические проблемы с одной стороны и увеличивающееся количество разочаровавшихся в методах "порядочной" избирательной кампании с другой заставляют руководство партии лихорадочно искать выход из сложившейся ситуации. Но, похоже, пациент скорее мертв, чем жив. Мечты о преодолении заветного 5-процентного барьера становятся все более призрачными.

Выбор читателей