Премия Тернера: скандала ждали с нетерпением

Открылась выставка номинантов на премию Тернера в лондонской галерее Тейт. Пресса со смаком обсуждает самые "сексуальные" работы художников-соискателей




Выставка номинантов на премию Тернера в лондонской галерее Тейт, как и в прошлом году, сопровождается пристальным вниманием прессы. Но на этот раз особенно громкого скандала не получится.

После экспонатов предыдущих лет - написанного на стене сюжета порнофильма, слоновьих экскрементов и пустых комнат - любители концептуального искусства не будут особенно шокированы. Работа братьев Чепмэн, вызывающая наибольшую панику у любителей классики, представляет собой всего лишь двух кукол в человеческий рост, занимающихся сексом. Оскорбить взгляд ханжи здесь может разве что идея авторов - грубо сделанные скульптуры весьма мало похожи на людей (кстати, они отлиты из бронзы, хотя цвет на первый взгляд напоминает обычные для витрин секс-шопов резиновые манекены).

Еще братья представили серию работ "по мотивам" творчества Франциско Гойи, причем обошлись с ним довольно эксцентрично - раскрасили черно-белые гравюры из цикла "Бедствия войны" в яркие цвета, подрисовали чертиков и скелетов. Разумеется, ортодоксам в искусстве такое обращение с мэтром покажется недопустимым. Опять же, в полном соответствии с исходным принципом концептуализма, содержание работ как таковых не имеет никакого значения - важна только идея, в данном случае посягательство на классику.

Хотя Чепмэны считаются фаворитами выставки, работы других соискателей премии - Уильяма Догерти, Ани Галлассио и Грейсона Перри - тоже заслуживают внимания. Работы Перри относятся к древнему жанру гончарного искусства и на первый взгляд не содержат ничего особенного. Но при внимательном рассмотрении орнаментов, украшающих горшки и вазы Перри, можно разглядеть не совсем традиционные сюжеты - например, сцены издевательства над детьми.

На таком фоне работы Догерти и Галлассио выглядят совершенно невинно - творчество первого посвящено по большей части религиозному конфликту между Британией и Северной Ирландией, а вторая интересуется вечными темами жизни и смерти - одно из "полотен" художницы собрано из множества живых маргариток и носит название "Сохранить красоту". По ее замыслу, к концу выставки цветы должны засохнуть.

Премия Тернера в области современного искусства вручается ежегодно. Но особенно громкую известность это мероприятие завоевало в прошлом году, когда заместитель министра культуры Великобритании Ким Хауэллс назвал все представленные экспонаты, их авторов и современное искусство в целом "концептуальным дерьмом" - лучшей рекламы организаторам и не требовалось.

Выставка открылась во вторник, 28 октября, а приз - 20 тыс. фунтов - будет вручен победителю 18 января 2004 года. А до этого дня выставка будет одним из самых посещаемых мест Лондона.

Читайте также

Выбор читателей