Россию бьют ржавой трубой

В разгар конфликта вокруг Тузлы на Украине страстно обсуждали, чем бы ответить на "российскую агрессию", в том числе экономически




В разгар конфликта вокруг Тузлы на Украине стали страстно обсуждать, чем бы "ассиметрично" ответить на "российскую агрессию", в том числе экономически. Ну, например, заморозить ратификацию соглашения о Едином экономическом пространстве (можно подумать, Москве оно очень надо), обложить импорт из России дополнительными пошлинами (то есть развязать торговую войну, результатом которой может быть только коллапс украинской экономики), отвергнуть российское предложение о реверсном использовании простаивающего нефтепровода Одесса – Броды или еще что-нибудь в том же роде. И то, и другое, и третье – из серии "назло маме (или старшему брату) отморожу уши". Но когда бал правит геополитическая шизофрения, здравый материальный смысл неуместен.

Не только национал-зашоренная оппозиция, но и ответственные государственные мужи в Киеве приравнивают вопрос об эксплуатации трубопровода Одесса – Броды к вопросу о стратегическом выборе Украины между Россией и Западом. Любопытно, что точно так же рассуждают и в западных столицах. Дескать, согласись Украина на российское предложение о реверсе – и все, пропала страна в лапах русского медведя. В ходе недавнего визита в Вашингтон украинского премьера Виктора Януковича ему весьма строго внушал по этому поводу вице-президент США Дик Чейни. А президента Украины Леониду Кучму в том же духе "окучивали" глава Еврокомиссии Романо Проди и председательствующий в ЕС итальянский премьер Сильвио Берлускони. Как сказано в статье, опубликованной в польском издании американского журнала "Ньюсуик" ("Ньюсуик-Польска"), Евроазиатский нефтетранспортный коридор (проект ЕНТК предусматривает продление украинской трубы от Броды до польского порта Гданьск через Плоцк) – "это больше, чем нефтепровод, это линия фронта между Западом и Востоком". А вот что пишет влиятельная The Wall Street Journal: "Изменение направления потока в трубопроводе Одесса – Броды станет несчастьем для всех остальных заинтересованных сторон. Тем самым будет усилена монополия России на транзит каспийской нефти, потерпит фиаско американская политика и будет подорван интерес ЕС к строительству нескольких трубопроводов в Европе. Кроме того, усилится зависимость Украины от России. Следствием станет утрата Западом интереса к Украине как транзитной стране".

Напомним, что транспортный комплекс, включающий нефтяной терминал "Южный" в Одессе и трубопровод до Броды, был торжественно сдан в эксплуатацию в мае прошлого года и с тех пор простаивает. Изначально он предназначался для поставок в Центральную Европу и Германию каспийской нефти. Пропускная способность – 9 млн тонн в год в настоящее время и до 40-45 млн тонн в перспективе. Проблема, однако, в том, что заполнить эту транспортную систему просто нечем. Западные радетели Украины, оберегающие ее от российских объятий, предложить что-то конкретное не могут. Во время своего визита в США Янукович, соглашаясь с тезисом о нежелательности реверсного использования нефтепровода, тем не менее подчеркнул, что "кроме деклараций и заверений, ни одна западная нефтяная компания не предложила конкретные объемы нефтепрокачки по данному маршруту". Примечательно также, что распространенные 22 октября украинскими СМИ высказывания секретаря американского посольства в Киеве Мишель Дастин ван Райн о готовности компании ChevronTexaco (оператор Тенгизского месторождения в Казахстане) чуть ли не на днях загрузить украинскую трубу были немедленно опровергнуты в официальном заявлении посольства США: их дипломата, мол, неправильно поняли, а ее слова вырвали из контекста – "о конкретных компаниях, контрактах и объемах нефти речь не шла".

Предложение о временном реверсе нефтепровода Одесса – Броды консорциум ТНК-ВР сделал украинской стороне в лице компании "Укртранснафта" в начале лета. Консорциум предлагает транспортировать по этому трубопроводу ежегодно 9 млн тонн российской нефти, в том числе 1,3-1,4 млн тонн – из собственной добычи (до пункта Броды нефть будет идти по нефтепроводу "Дружба", а из Одессы танкерами отправляться на экспорт).

9 сентября "Укртранснафта" обратилась к государственным органам и компаниям Азербайджана, Казахстана, России и Узбекистана с просьбой-предложением о заполнении нефтепровода Одесса – Броды технологической нефтью для предотвращения его коррозии в зимний период. При этом запрашивалась также информация о возможности и направлении дальнейшего использования трубопровода. 3 октября наблюдательный совет "Укртранснафты" принял предложение ТНК-ВР о предоставлении в кредит технологической нефти Urals в объеме 380-420 тыс тонн. Фактически тем самым было дано и согласие на реверс. Однако украинский кабинет сие заблокировал, отложив окончательное решение вопроса на два месяца, – оно должно быть вынесено после всесторонней оценки экономической целесообразности использования нефтепровода в реверсном режиме. Победителем тендера на проведение подобного исследования была объявлена американская компания Energy Solution, что уже само по себе расценивается противниками реверса как "хороший знак".

Ну, допустим, адепты "европейского выбора" победят и услуги ТНК-ВР будут отвергнуты. Что дальше? Сейчас, повторим, свободной нефти для трубопровода Одесса – Броды нет. Та же ChevronTexaco и российские компании, экспортирующие нефть через Новороссийск, ориентируются на потребителей на юге и юго-востоке Европы. В будущем, по мере исчерпания месторождений в Северном море, потребность в украинской трубе, возможно, появится, хотя образующийся дефицит может быть восполнен российской и казахстанской нефтью через порты на Балтике, а насчет целесообразности использования в этих целях украинской трубы все равно остаются сомнения (здесь существуют диаметрально противоположные оценки). В любом случае дело не в потребителях, а в производителях, то есть в том, какими темпами будет развиваться нефтедобыча в Каспийском регионе.

Большой нефти на азербайджанском шельфе по существу не обнаружено; вся надежда – на Казахстан. Кстати, казахстанская государственная компания "КазМунайГаз" уже уведомила "Укртранснафту" о своей заинтересованности в маршруте Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск. Однако речь не идет о ближайшей перспективе. К тому же, главное, что интересует казахов, так это то, чтобы их высококачественная легкая нефть не смешивалась при доставке к потребителям с тяжелой российской нефтью Urals, а для этого необходимо сооружение дополнительных транспортных мощностей.

В настоящее время Казахстан производит немногим более 50 млн, а экспортирует порядка 40 млн тонн нефти в год. Планируется в течение 12 лет довести нефтедобычу до 175 млн тонн, главным образом, за счет разработки морских месторождений (многие независимые эксперты считают эти планы нереальными). В ближайшие 5-7 лет соответствующее наращивание поставок на внешний рынок должно обеспечиваться увеличением пропускной способности традиционных экспортных маршрутов. В последующем конкуренцию нефтепроводу Одесса – Броды составит трубопровод Баку – Джейхан (если он будет-таки построен). Если с каспийского шельфа пойдет большая нефть, то, при всех заверениях Вашингтона о поддержке Украины как транзитной страны, едва ли стоит сомневаться в тех предпочтениях, которые выкажут американцы. Между тем не исключено появление и других конкурирующих маршрутов: Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция) и Констанца (Румыния) – Омишаль (Хорватия).

При таком раскладе очень сомнительно, чтобы Украине достались такие объемы каспийской нефти, которые сделали бы маршрут через ее территорию "стратегическим". В лучшем случае речь может идти о 10-20 млн тонн нефти в год, да и то в отдаленной перспективе. Заметим при этом, что, по расчетам "Укртранснафты", для рентабельности эксплуатации нефтепровода Одесса – Броды достаточно всего 5-6 млн тонн. С точки зрения все того же "стратегического выбора", о котором говорят политики на Украине и Западе, так ли уж важно, в каком направлении потечет этот нефтяной ручеек – в Одессу или из нее? Вместе с тем, в сегодняшних условиях отказ от идеи реверса чреват тем, что украинская труба еще на несколько лет останется пустой и в конце концов тривиально заржавеет. Что ж, превратившись в рухлядь, она станет хорошим памятником политическому ажиотажу, игнорирующему экономическую логику.

Выбор читателей