Германия прощается с социализмом

В том, что социалистические эксперименты в конечном счете до добра не доводят, теперь убедились и в ФРГ. Панихида по социализму уже заказана, и предметом дискуссий выступает лишь процедура отпевания




Бисмарк как-то сказал, что идея социализма, возможно, и неплоха, но чтобы проверить сие экспериментально, нужно выбрать страну, "которую не жалко". Обычно это изречение вспоминают применительно к России. Однако социализм может быть очень разным – от "чучхеизма" в Северной Корее до "немецкой модели" (речь идет, разумеется, о ФРГ, а не о социализме советского типа в бывшей ГДР). Экономическая же суть при этом одна и та же – это гипертрофированная роль государства в производстве и, особенно, в распределении общественного продукта. В том, что социалистические эксперименты в конечном счете до добра не доводят, теперь убедились и на родине "железного канцлера".

"Немецкая модель" – это дотошное государственное регулирование хозяйственной деятельности и жесткий контроль за рынком труда; это также высокие налоги для обеспечения обширных социальных гарантий. Но высокие налоги сковывают экономическую активность и побуждают капитал эмигрировать. В результате экономика перестает расти, подрывается доходная база госбюджета, и денег для всеобщего благоденствия уже не хватает . Все это и наблюдается сейчас в Германии. Экономика стагнирует три года подряд, а в первом полугодии текущего года можно было вообще говорить о рецессии: объем квартального ВВП по отношению к предыдущему кварталу сократился на 0,2% первом квартале и на 0,1% во втором. Потом ситуация вроде бы начала потихонечку выправляться, однако в целом за год в лучшем случае будет зафиксирован нулевой экономический рост. Самые оптимистические прогнозы на 2004 г. – 1,0-1,5% прироста ВВП, да и то при условии либеральных экономических реформ.

В результате застоя в экономике бюджетный дефицит ФРГ в этом году вновь превысит 3% ВВП, то есть максимальный лимит, установленный Пактом стабильности и развития для государств Европейского валютного союза. Несоблюдение норм Пакта влечет достаточно серьезные штрафные санкции – Брюссель вот-вот начнет грозить Берлину уже не пальчиком, а кулаком. При этом в значительной степени дефицит связан как раз с непомерными социальными тратами. Так, только на пособия по безработице, заметно возросшей вследствие падения экономической активности, уходит пятая часть всех бюджетных расходов. Еще несколько месяцев назад германский Минфин надеялся удержать дефицит бюджета хотя бы в прошлогодних пределах – 3,5% ВВП; затем называлась цифра 3,8% и делались клятвенные заверения, что уж в 2004 г. этот показатель точно будет приведен в норму. Ан нет! Последние оценки: 4,3% в истекающем году и порядка 3,5% в следующем.

Между тем расстройство госфинансов выражается и в дефиците (10 млрд евро в 2003 г.) государственного пенсионного фонда. Пенсионная система Германии, как и полагается при социализме, строится по принципу солидарности, то бишь носит исключительно распределительный характер. Платежи в размере 19,5% зарплаты ни в какой доле не зачисляются на личные счета работающих, а идут в общую копилку для выплат нынешним пенсионерам, причем выплат немаленьких – в среднем 1600 евро в месяц у мужчин и 1100 евро у женщин (имеются в виду трудовые пенсии). Экономический кризис только ускорил дестабилизацию этой системы, давно подтачиваемой кризисом демографическим: население Германии стареет, и если тридцать лет назад одного пенсионера содержали пять-шесть работающих, то сегодня лишь двое.

Летом нынешнего года канцлер ФРГ Герхард Шредер выступил с программой реформ "Повестка дня – 2010". Программа представляет собой широкий спектр мер по либерализации рынка труда и системы социального обеспечения, а также торговли, рынка услуг (в частности страхования), аграрного сектора и т.д. Предусматривается проведение налоговой реформы и стимулирование возврата убежавших из страны капиталов. Облегчение налогового бремени призвано подхлестнуть экономический рост, а сокращение на первых порах налоговых доходов мыслится компенсировать прежде всего за счет значительного урезания социальных расходов. Масштаб задуманного таков, что позволяет говорить не о тривиальной корректировке курса (больше-меньше экономической свободы – меньше-больше государственного вмешательства), а вообще об отказе от выстроенной в предшествующие десятилетия социально-экономической модели. В данной связи некоторые общественные организации, такие как Социальное объединение Германии, заявляют даже о намерении протестировать правительственные новации на предмет их соответствия конституции, а именно положениям о социальном характере государства.

Примечательно, что рушат социалистическую по своей сути модель хозяйствования не какие-нибудь праволиберальные "чикагские мальчики", а социал-демократы с их "зелеными" союзниками. Впрочем, в Германии оппозиция в лице христианских демократов (блок ХДС/ХСС) и Свободно-демократической партии (СвДП) считает предложенные правящей "красно-зеленой" коалицией меры недостаточными. Социализма, по мнению правых, должно быть еще меньше. Показательна в этой связи дискуссия в бундестаге по законопроекту о реформировании рынка труда. Тут надо сказать, что в Германии пышным цветом расцвело социальное иждивенчество. Безработица зашкаливает за 10% трудоспособного населения, притом что вакантных рабочих мест – полным-полно. Но какой смысл, потеряв работу, устраиваться куда-то на меньшую зарплату, когда пособие по безработице – 75% от твоего прежнего заработка? Даже если ты не работаешь многие годы, уровень этих выплат не опускается ниже 53-57%. Представляя в парламенте правительственный законопроект, министр экономики и труда Вольфганг Клемент подчеркивал, что он направлен на то, чтобы безработные занимали предлагаемые им "приемлемые" места – "соглашались на любую легальную работу, в том числе низкооплачиваемую, в рамках существующих тарифных соглашений". На это лидер СвДП Гидо Вестервелле заметил, что любые свободные рабочие места должны считаться приемлемыми, а христианский демократ Роланд Кох, премьер-министр земли Гессен, упрекнул правительство в том, что оно еще больше забюрократизировало рынок труда, только за последнее время приняв в этой сфере порядка 200 новых предписаний.

Настаивая на более радикальном реформировании социальной сферы и еще большем сокращении бюджетных расходов, в том числе различного рода отраслевых субсидий, оппозиция критикует планы правящего кабинета частично возместить выпадающие вследствие налоговых послаблений доходы за счет дополнительных займов. "Красно-зеленые", по мнению их оппонентов, загоняют страну в долговую ловушку. Государственный долг ФРГ (сейчас – 1,7 трлн. евро) грозит в следующем году достигнуть отметки 2/3 ВВП при установленном Пактом стабильности и развития ограничении в 60% ВВП.

Несмотря на критику справа, голосами депутатов, представляющих правящую коалицию, бундестаг принял 17 октября восемь законопроектов в рамках программы "Повестка дня – 2010", предусматривающих уменьшение социальных обязательств государства (в том числе сокращение пособий по безработице), а также снижение ставок подоходного налога, налоговые послабления страховым компаниям, амнистию беглых капиталов и т.п. А 6 ноября были одобрены меры по стабилизации пенсионного фонда.

Впрочем, на серьезную реформу пенсионного законодательства "красно-зеленые" пока не решились. Дефицит пенсионного фонда должен быть преодолен в рамках действующей системы за счет фактического снижения пенсий. Так, в 2004 г. пенсионеры впервые не получат прибавки, компенсирующей инфляцию, и, к тому же, будут полностью выплачивать взносы в страховой фонд на случай утраты дееспособности (1,7% пенсии – сейчас половину берет на себя государство). Таким образом, их доходы уменьшатся не только в реальном, но и в номинальном выражении. Чтобы покрыть дефицит, деньги возьмут также из т.н. резервного запаса фонда, которой сократится с 50% до 20% месячного объема пенсионных выплат. В последующем индексация пенсий будет производиться с учетом демографического фактора, иначе говоря, с некоторым понижающим коэффициентом (подобный коэффициент уже вводился прежним правительством Гельмута Коля, однако, придя к власти, социал-демократы не подумавши его отменили). Планируется, что бюджетные дотации для поддержки пенсионного фонда будут поэтапно сокращаться. Представители ХДС/ХСС характеризуют в целом меры, предложенные правительством, как "латание дыр и волюнтаризм", "попытку отсрочить неизбежное банкротство всей социальной системы".

Думается, в конечном итоге пенсионная реформа все равно неизбежна, однако на ближайшую перспективу выбор у правящей коалиции был невелик: либо ограничить пенсии и залезть в резервный запас, либо поднять планку отчислений в пенсионный фонд. Последнее противоречит всей идеологии нынешних реформ, поскольку означает удорожание рабочей силы (а следовательно, снижение конкурентоспособности немецкой продукции) и подрывает усилия по оживлению деловой активности. Сейчас налоги и взносы в различные социальные фонды достигают половины зарплаты (50% этих платежей вменяется работодателю). Подсчитано, что рост социальных отчислений всего на 1% ведет к потере как минимум 100 тысяч рабочих мест.

Проблема для правящей коалиции в том, что она не контролирует верхнюю палату парламента – бундесрат. Оппозиция же заявляет, что в нынешнем своем виде социально-экономические законопроекты, принятые нижней палатой, одобрить никак нельзя. Стало быть, предстоят еще острые баталии в согласительной комиссии бундестага и бундесрата. По большому счету, эти межпартийные дрязги уже мало что меняют – панихида по социализму в Германии, можно сказать, заказана, и предметом дискуссий выступает лишь процедура отпевания. Сошлемся на кёльнскую "Экспресс": "Людей – совершенно справедливо – все больше раздражают бесконечные партийные споры вокруг реформ. Фактом остается то, что огонь кризиса полыхает повсюду... Сегодня мы просто не можем позволить себе оставить локомотив реформ на запасном пути".

Выбор читателей