Х3D Fritz не уступил Каспарову. Или наоборот

В четвертой партии поединка между чемпионом мира по шахматам и лучшей компьютерной программой - ничья. Этот результат относится и ко всему матчу




Решающая партия поединка между лучшим шахматистом мира и самой совершенной компьютерной программой завершилась ничейным результатом. Счет матча - 2:2.

Напомним, что встреча Гарри Каспарова и программы Х3D Fritz, созданной компаниями ChessBase и X3D World, началась 12 ноября. В игре используется виртуальная шахматная доска, которую чемпион видит благодаря специальным очкам, и голосовое управление фиргурами. В четырех партиях каждый из соперников по разу добился победы, а две остальные партии закончились вничью.

Первая встреча была, скорее, пробной - Каспаров и Fritz изучали друг друга и смотрели, какую тактику нужно избрать. В результате никому не удалось одержать верх. Но уже во второй партии Каспаров потерпел серьезное поражение - на 32-м ходу он сделал грубейшую ошибку и потерял центральную пешку. Все его попытки выправить положение не увенчались успехом. Он даже жаловался на то, что необычные условия игры действуют ему на нервы - "сюрреализм" виртуальной доски, вначале понравившийся ему, оказался излишним в трудный момент игры.

Теперь чемпиону нужно было выравнивать счет. Поэтому для третьей партии Каспаров подготовил неожиданную стратегию, которая до этого не использовалась на турнирах более 50 лет. И это принесло результат - Fritz был вынужден признать свое поражение.

Четвертая партия, состоявшаяся во вторник, оказалась самой короткой - всего 27 ходов. Никто из противников не решался рисковать по-крупному. Каспаров перед началом игры сказал, что не намерен добиваться победы во что бы то ни стало, а просто хочет показать хорошую игру. После того, как чемпиону стало очевидно, что явной возможности выиграть не представляется, он планомерно добивался ничьей.

После окончания матча компьютер поздравил Каспарова следующим сообщением: "Ваш мозг сражался с четырьмя процессорами Intel Quod с тактовой частотой в 2,8 ГГц и оперативной памятью в 4 гигабайт. Нелегкое это дело".

Наградой для Каспарова станут $175 тыс. и золотая статуэтка. Но, поскольку исход матча ничейный, Fritz тоже имеет право на вознаграждение. Изображение трофея будет сохранено в его электронной памяти.

Чемпион не перестает винить себя за поражение во второй партии, когда он лишился решающего очка. Он уверен, что в целом играл лучше, чем Fritz, и имел хорошие шансы на победу. Но, как говорил создатель программы Фредерик Фридель, в этом и заключается суть поединка: преимущество человека перед машиной - интуиция, а самый опасный недостаток - неумение контролировать свои эмоции. Поэтому любая ошибка практически равнозначна поражению.

Несмотря на ничейный результат, и чемпион, и специалисты по шахматам считают, что матч получился захватывающим. Поэтому не исключено, что сражение вскоре продолжится - разумеется, уже с модернизированной версией программы.

Выбор читателей