"Мама" "татушек" не спит и не глотает

Елена Кипер, придумавшая, по ее словам, суть проекта "Тату", специально создает такие обстоятельства, чтобы ей было плохо. Потому что в этом "есть свой смысл"




Лена Кипер так и осталась для меня загадкой. Она напоминает одновременно и женщину-вамп, и нежного ангела. Кипер – автор мировых хитов группы "Тату" "Я сошла с ума" и "Нас не догонят", "мать" идеи этого проекта, стильный клипмейкер, режиссер, прозаик и поэт-песенник. Кроме того, сейчас она душа группы под названием "Ничья", где вместе с нею поет Олег Борщевский. С Леной и Олегом мы встретились в тот день, когда в Москве выпал первый снег.

"Yтро": Лена, долгое время ходили слухи, что ты все песни за "Тату" сама пела. И что там за история с песней "Я не глотаю"?

Елена Кипер: Я написала песню, когда еще была сопродюсером "Тату". Написала не для дуэта, а для себя, для человека, которого я любила, но собиралась с ним прощаться. Хотела, чтобы песню записали "татушки". Песня родилась ночью, когда девочки уже давно дрыхли без задних ног. Откладывать я не могла, потому что хотела поздравить этой песней любимого с днем рождения. Сама я всю жизнь пою "для себя", и музыкальную школу заканчивала, и на НТВ три стола поломала, когда коллегам пела. В шоу-бизнесе я как-то стеснялась исполнительства. Просто странно самой петь, когда пишешь для другого проекта. Я никогда бы не запела написанные мной "Я сошла с ума" и "Нас не догонят".
Той ночью я записала композицию сама. Потом она попала в Сеть, и все решили, что это неизданная песня "Тату"; ее назвали "Я не глотаю", потому что никто не знал реального названия. Потом появились все эти слухи, что за "Тату" все пела Кипер. Бред, конечно. Сейчас, собственно, эта судьбоносная песня называется "Ничья".

"Y": "Я сошла с ума" и "Нас не догонят" ты уже под готовый проект "Тату" писала?

Е.К.: Дело в том, что мне, как человеку, придумавшему суть проекта "Тату", его имидж, было проще всего для этого коллектива и написать. Ведь заказывали многим авторам, но никто из них реально фишки не просек. Просто у меня эта поэтическо-песенная деятельность оформилась не сразу. Я писала прозу, работала на телевидении репортером и режиссером. Я и сейчас думаю, что журналистика гораздо честней, чем шоу-бизнес.

"Y": Почему на слуху всегда было имя продюсера "Тату" Ивана Шаповалова, а ты оставалась в тени?

Е.К.: Честно отвечать? Я была поглощена творчеством, у меня не было цели ходить с гордо выпяченной грудью и кричать: "Это я написала!". Но оказалось, что с "Тату" необходимо на каждом шагу заключать контракты, а я верила людям, надеялась на честность и паритет.

"Y": Расскажи о своей режиссерской работе. Ты же неплохой клипмейкер...

Е.К.: Эта тяга у меня осталась со времен журналистской работы. На том же телевидении все программы озвучены, видеоряд совмещен с аудиоинформацией. Как было, придя в шоу-бизнес, не попробовать снимать клипы? Когда я еще в школе училась, были первые режиссеры клипов – Бондарчук, Хлебородов. Я смотрела на их работы и понимала: "Девушке о таком мечтать даже нельзя". Сейчас сбылась "немечтаемая" мечта.
Если говорить о клипах "Тату" "Я сошла с ума" и "Полчаса", то я была вторым режиссером, потому что чувствовала, что быть лидером, управлять коллективом, честно говоря, страшновато. Первый клип я сняла для "Ничьей", второй – для Шамиля и потом – для группы "Два самолета". И пошло-поехало: сейчас у меня множество предложений – от Smash, от группы "Лакмус", от Децла, Бутусова. Я люблю искать в своих работах нестандартные решения, потому что вокруг много стандартных, которые всем надоели.

"Y": Как ты познакомилась с Олегом Борщевским?

Олег Борщевский: Мне позвонил приятель и сказал: "С тобой хочет встретиться Лена Кипер. Какой-то из дисков к ней попал, и у нее возникло желание с тобой познакомиться".

Е.К.: В общем, познакомились на абсолютно творческой почве. Я услышала текст, голос в песнях Олега – и сразу поняла, что этот человек по состоянию мне близок. Я его в машине слушала постоянно. Потом захотелось познакомиться, но это было очень трудно. Олег постоянно был в перелетах, он ведь один из самых востребованных отечественных маркетологов в области информационных технологий. Я тоже, в общем-то, в таком же режиме моталась по свету с "Тату". Так что встретиться нам было сложно.

О.Б.: И даже в эту первую вожделенную встречу Лена опоздала на полтора часа. Дело было поздней осенью; я проторчал под дверью офиса сорок минут, потому что меня охрана не пускала, а потом еще в офисе минут сорок.

Е.К.: Все, что было после, было гораздо интересней.

"Y": Олег, как вы решились бросить свою успешную карьеру ради шоу-бизнеса?

О.Б.: Я и теперь не понимаю. Так сложилось. На Западе говорят, что раз в три года нужно менять работу, раз в шесть лет – вообще поле деятельности. У меня как раз так получилось.

Е.К.: Да ерунда все эти теории! Это не главное!

О.Б.: Правда, ерунда. Я же не рассчитывал все по годам. Не из расчета же со школы пишу стихи и песни.

Е.К.: Он как-то пришел в офис с гитарой, пел свои песни; Шаповалов сидел и плевался – мол, это никуда не пойдет. Что значит "не пойдет"?! Любое искреннее творчество, даже просто искреннее желание творить, достойно уважения. У меня есть внутреннее тепло, я хочу им поделиться с людьми. Есть еще такая штука – страдание. Я вообще сама специально создаю обстоятельства, чтобы мне было плохо. Маниакально-депрессивный психоз. Иногда хочу плакать, и тут же – смеяться. У нас все песни маниакально-депрессивные. В этом есть свой смысл. Еще Аристотель говорил, что созерцание страдания приносит очищение. У нас песни тяжелые, я ведь и не стесняюсь выносить свои эмоции в песни. Недавно в Интернете прочитала: "Кипер – нормальная баба, пишет модные тексты". Может, для кого-то это и модные тексты. Для меня это – жизнь.

О.Б.: Если бы сейчас меня спросили, поступил бы я так же, как тогда, когда пошел в шоу-бизнес, ответил бы "да".

Е.К.: Когда-то я предлагала Шаповалову заняться нашим проектом "Ничья", но он был против. В то время нам кассеты с демонстрационными записями несли мешками, все хотели, чтобы их продюсировали, как "Тату". Олег в этом плане оказался честней – он не бегал, не пихал мне свою кассету. Это было гораздо важней всего остального.

"Y": Лена, ты где-то в интервью сказала, что практически не спишь. Это правда?

Е.К.: Да. Точнее, нет. Я сплю. Иногда. Немного. Ложусь спать часов в восемь Yтра. Я ночью все дела делаю, спать просто не могу. Видимо, правильно люди умные в книгах пишут: когда все спят, пространство очищается, и чувствуешь себя свободней. Так что ночью я летаю. Под Yтро засыпаю и сплю, пока кто-нибудь не позвонит и не скажет – нужно срочно делать то-то и то-то.

"Y": Почему такое странное название у вашего проекта – "Ничья"?

Е.К.: В этом слове много смыслов. Ничья, по большому счету, – это гармония, паритет. Борьба противоположностей. Быть ангелом плохо – могут обидеть, быть агрессивным тоже плохо – можешь обидеть. Нужно искать золотую середину. Золотая середина – это и есть ничья. Я пробовала быть ангелом, ни на что не претендовать – отсюда вся эта история с "Тату". Для нас с Олегом знаешь, какой принцип в группе главный? "Люблю. Прощай".

"Y": Не тяжело свой собственный проект, свое дитя самому же и продвигать?

Е.К.: Это как раз к вопросу о том, что быть одновременно и художником, и менеджером очень сложно. Нереально тяжело. Вчера прочитала интервью с известным западным режиссером, он сказал, что закончилось время художников, наступило время менеджеров. Я считаю, что нужно пытаться быть тем и другим сразу. Художник должен уметь считать деньги, хотя бы для того, чтобы ему всегда хватало на краски...

Беседовал Денис Борисов.

Выбор читателей