Концентрированный рынок пива

Через несколько лет в пивной отрасли России останется 4-5 крупных игроков, независимые же производители будут существовать в виде точечных пивоварен, обслуживающих свой регион




Несмотря на то, что в последнее время эксперты заговорили о замедлении темпов роста рынка пива в нашей стране, пока он продолжает свое восходящее движение. Более того, по прогнозам аналитиков, в 2003 г. россияне впервые на этот хмельной напиток потратят больше денег, чем на водку. Причем все больше людей, особенно среди столичных жителей, традиционным "народным" сортам предпочитают более дорогие марки класса "премиум". О перспективах в развитии данного сегмента и о других тенденциях, характеризующих пивной рынок России на сегодняшний день, "Yтрy" рассказал директор по маркетингу холдинга Altimex Кирилл Бутко.

"Yтро"Какие особенности отличают российский рынок пива от рынка пива большинства развивающихся стран?

Кирилл Бутко Российский пивной рынок отличается наличием мощных национальных производителей, не входящих в состав международных пивоваренных компаний. Например, в России очень сильны позиции таких независимых производителей, как "Красный восток", "Очаково". И наоборот, практически во всех странах той же Восточной Европы (кроме Чехии) пивной рынок на 90% контролируется крупными международными группами, такими как Interbrew, SABMiller, Heineken. В России эта цифра значительно меньше - по прогнозам на 2003 г., доля рынка иностранных компаний будет не выше 60%.

"Y"Как вы оцениваете перспективы развития отечественного рынка пива класса премиум?

К.Б.Этот сегмент начал бурно развиваться после кризиса 1998 г., когда многим импортным маркам пришлось по объективным причинам покинуть российский рынок, тем самым освободив место для местных марок премиум-класса. Потребители, привыкшие к качественному и до кризиса относительно недорогому импортному пиву, впоследствии и сформировали рынок для отечественных марок класса "премиум". Если говорить о перспективах, то, на мой взгляд, этот сегмент в ближайшее время будет показывать рост, но незначительный.

"Y"Продолжится ли тенденция к росту доли лицензионного производства в общем объеме реализуемого в России пива иностранных марок?

К.Б.Несомненно, эта тенденция продолжится. Я бы сказал, сегмент лицензионного пива показывал в последние годы наиболее значительный рост. Стабильная экономическая ситуация в стране и рост доходов населения подталкивают пивоварни к запуску лицензионного производства. Нельзя не отметить и рост доли рынка импортного пива, но и этот рост, и сам сегмент импортного пива незначителен по сравнению с лицензионным.

"Y"Как, по-вашему, может в дальнейшем меняться соотношение между долями рынка, занимаемыми импортными и российскими марками?

К.Б.Я считаю, что доля рынка, занимаемая импортными марками (лицензионными и импортируемыми), будет неуклонно расти как минимум до 2007 г., но, с другой стороны, она вряд ли превысит 10%.

"Y"Будет ли продолжаться покупка российских пивоваренных компаний западными корпорациями?

К.Б.Могу сказать следующее: Россия занимает 5-е место в мире по объемам производства пива и 2-е место (после Китая) по темпам абсолютного прироста. Российский пивной рынок является одним из самых перспективных в мире, в то же время на нем пока присутствуют далеко не все мировые лидеры. Поэтому я могу предположить, что в ближайшее время кто-нибудь из оставшихся крупных международных корпораций наверняка проявит интерес к российскому рынку пива. Впрочем, я бы хотел отдельно упомянуть о другом, не менее важном явлении на нашем рынке - неизбежной консолидации, укрупнении бизнеса. Рынок пива России уже сейчас характеризуется довольно высоким уровнем концентрации производства, а в ближайшем будущем мелкие и средние пивзаводы будут объединяться для выживания, в то время как мощные производители будут их поглощать для поддержания своих позиций в конкурентной борьбе. По моим прогнозам, через несколько лет в отрасли останется 4-5 крупных игроков, независимые же производители будут существовать в виде точечных пивоварен, обслуживающих свой регион.

"Y"Сохранится ли тенденция к росту рекламных бюджетов основных пивных брендов?

К.Б.Львиная доля расходов на рекламу пивных брендов приходится на телевидение, а стоимость пункта рейтинга растет. Таким образом, чтобы сохранить ту же степень воздействия на целевой рынок, производителям придется приводить рекламные бюджеты в соответствие с изменяющимися условиями. К тому же многие компании при определении общей величины затрат на маркетинг пользуются методом конкурентного паритета, и стоит кому-либо из производителей пива по каким-то причинам увеличить бюджет, как конкуренты делают то же самое. Своеобразная "гонка вооружений". В общем, я считаю, что эта тенденция в ближайшее время сохранится.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей