Нездоровые шатания

Всякий добропорядочный зомби жаждет добраться до живого человека, вырвать у него какой-нибудь внутренний орган и сожрать его. Особых кулинарных предпочтений нет – сойдет и мозг, и печень, и хоть просто крови пососать

Восставшие из мертвых (Undead)
Австралия, 2003, 100 мин.
Режиссеры: Питер и Майкл Спириг
В ролях: Фелисити Мейсон, Роб Дженкинс




В маленьком, затерянном в глуши городке Беркли начинает средь бела дня идти метеоритный дождь. Плотный такой. Даже не дождь, а, пожалуй, град. Метеоритный. Метеориты прямо прошивают людей насквозь. Только люди с пробитыми в них дырками почему-то не умирают, а превращаются в зомби. Симпатичных и очень традиционных, т.е. с тупыми мордами и дергаными движениями, которых, к тому же, почти невозможно убить. Как и любые добропорядочные зомби, они просто жаждут добраться до живого человека, вырвать у него какой-нибудь внутренний орган и сожрать его. Особых кулинарных предпочтений нет – сойдет и мозг, и печень, и хоть просто крови пососать. Через пару часов все население Беркли, шатаясь, прогуливается по городу и окрестностям, радостно порыкивая.

Нормальными остаются шесть человек: местная королева красоты, пара молодоженов (жена – в положении), два полицейских и полусумасшедший рыбак, помешанный на оружии. И только рыбак знает, что происходящее – суть вторжение из космоса. Маленькие зеленые человечки зачем-то превращают людей в зомби. Он с таким уже сталкивался. Чуть было не был съеден собственным уловом: упавший с неба метеорит пробил дно лодки, а пара некрупных карасей вдруг превратилась в зомби и стала на него бросаться. Попытки нашей шестерки вырваться из Беркли не увенчались успехом – город оказался окружен огромной стеной с острыми шипами, поднимающейся до самых небес, кстати плотно затянутых черными грозовыми тучами, из которых с небольшими интервалами идет кислотный дождь.

Зомби хотят разборок? Их есть у нас! Так решили шестеро смелых. К тому же отсидеться все равно не получается. Беременная выбрала это, мягко говоря, неподходящее время, чтобы побороться за увеличение рождаемости, не щадя живота своего. Герои носятся по городу в фургоне, натыкаясь то тут, то там на банды зомби, вступая в неравную борьбу и выходя из нее победителями, хотя и не без потерь. Тогда они решают попытаться улететь с местного аэродрома на маленьком самолете системы "кукурузник". Тем более что события всё набирают обороты: ко всем чудесам добавляются бьющие с неба лучи света, подхватывающие людей и утаскивающие их в те самые небеса. И явно не к Господу.

Что-то трэшевые ужастики пошли в последние годы косяком. Причем качество у них, как правило, очень даже неплохое. Но даже тут "Восставшие" выгодно выделяются из общего ряда. Режиссерам удалось главное: не просто пугать или держать в напряжении – это может уже почти каждый, – а создать атмосферу. Страшноватую и загадочную.


Клад (Holes)
США, 2003, 117 мин.
Режиссер: Эндрю Дэвис
В ролях: Сигурни Уивер, Джон Войт, Патрисия Аркетт

Много-много лет назад пра-пра-прадеда Стэнли Итсена прокляла одна колдунья. Проклятье передается по мужской линии рода Итсенов и лишает их удачи. Не так жестко, как героя Ришара в "Невезучих", но тоже нехило. И вот Стэнли огульно обвинили в краже пары кроссовок и отправили в детский исправительный лагерь. "Озерный" называется. Правда, в местности, где расположен лагерь, с озерами определенная напряженка – там на сто миль вокруг даже ручьев нет. Но зато звучит красиво.

Дети исправляются одним крайне простым, но эффективным способом. Каждый день каждый перевоспитуемый должен вырыть яму. Пять футов в глубину и пять в диметре. Зачем? Исправление через общественно бесполезный труд. На свободу – с чистой совестью. Каждый день под палящим солнышком в окружении гремучих змей и скорпионов будь добр выдать план – одну ямку.

Но все оказалось не так просто. У директора лагеря, а если быть точным, у директорши (Сигурни Уивер) был свой, не афишируемый план. Рытье – дело хорошее, но должен же быть и результат. Лет сто назад в этих местах царила бандитка "целующая Кэт". Она грабила дилижансы, банки, почтамты – любые места, где лежало хоть чуток наличности. Прозвище свое она получила за то, что перед тем, как кого-то убить, целовала его в лоб или щеку. Так вот, эта Кэт перед смертью зарыла все награбленное где-то в пустыне. С тех пор дед начальницы рыл пустыню вдоль и поперек, отец рыл... Страсть к диггерству передалась и ей. Но, будучи умнее предков, сама рыть она не хотела, а вышла из положения таким изящным способом – образовала детский трудовой лагерь. В помощниках у нее ходят Мистер Сэр (Джон Войт) и доморощенный психолог, у которого окончание "лог" можно легко опустить. Нравы среди детей царят жесткие, дублирующие в миниатюре нравы лагеря взрослого, а в чем-то – даже пионерского.

Фильм производства студии "Дисней", а потому враги будут посрамлены, сокровища найдены и распределены среди хороших людей. Но... Для "Диснея" он как-то жестковат. Отдельные моменты для детей вообще предназначены мало. Для взрослых же все довольно предсказуемо, скучно, излишне поучительно. Сигурни Уивер, если честно, тоже не блещет – это, пожалуй, одна из самых слабых ее ролей. Душу греет только психованный персонаж Джона Войта, жутко вращающий глазами и отстреливающий из револьвера ящериц-желторотиков.


Странные сады (Strange Gardens)
Франция, 2003, 95 мин.
Режиссер: Жан Беккер
В ролях: Жак Вильре, Бенуа Мажимель, Андрэ Дюссолье, Тьерри Лермит

Два немолодых уже француза жили себе тихо и мирно. Ритм жизни не нарушила даже оккупация страны фашистами. Но в какой-то момент в душах французов проснулся дух Фронды, и они чисто по-хулигански кинули в проходящий поезд с немецкими солдатами две бутылки рислинга.

Послушав по радио выступление де Голля из Лондона, наши французы решили устроить сопротивление масштабом пошибче: взорвать железнодорожный перегон. Пытавшейся их отговорить хозяйке кафе (за которой оба ухлестывали) они прямо заявили, что, дескать, "хватит трепаться, наш козырь – террор!" .

Немножко вдохновившись оставшимся от первого этапа партизанской работы рислингом, друзья сняли часового из рогатки (точнее, отвлекли) и взорвали будку стрелочника. Рельсам ничего не сделалось, пострадали только сама будка и стрелочник. Кстати, француз.

Взбешенные немцы решили применять практику взятия заложников. Т.е. взять четверых, посадить в яму и объявить, что если террористы не найдутся, заложников расстреляют. И надо ж такому случиться, что оба друга попали в заложники.

Признаться они не могут – сразу казнят. Не признаются – казнят Yтром. А даже если и сознаться – никто им не поверит. Маленький толстый учитель и худой торговец шляпами – это воспримут как шутку. И вот тут, в яме и под дождем, эти маленькие в классическом понимании человеки вдруг действительно оборачиваются героями.

Один из очень немногих доходящих до нас в последнее время французских фильмов, показывающих, что "там, у них" власть еще не полностью перешла к псевдоинтеллектуалам и приспешникам переродившегося Бессона, – легкий и одновременно трогательный, смешной и грустный. И обаятельный.

Кассеты предоставлены прокатными компаниями "Союз-видео" и "Екатеринбург Арт".

Выбор читателей