Братва осадила столицу

Процесс легализации криминала, все еще идущий во многих регионах страны, начал принимать неожиданные формы




Ни для кого не секрет, что Россия во многом повторяет ход событий, происходивших на Западе несколько десятков лет назад. Процесс легализации криминала, все еще идущий во многих регионах страны, начал принимать неожиданные формы. По сути, наблюдается новый этап развития организованной преступности, когда криминал активно двинулся во власть. В этом и заключается отчасти отличие от западных организованных преступных группировок, которые активно занимались подкупом должностных и выборных лиц. В России со своей национальной спецификой в начале ОПС начали занимать депутатские должности местных дум, а затем предпринимать попытки выдвижения и в органы исполнительной власти.

Подобная ситуация возникла и на выборах мэра Нижнего Новгорода, и на идущих полным ходом выборах в Екатеринбурге. На пост главы столицы Поволжья претендовал предприниматель Андрей Климентьев, известный криминальным прошлым и связями с преступными кругами, на пост главы столицы Урала - Юрий Осинцев, ставленник лидера российского ОПС "Уралмаш", личного друга губернатора Эдуарда Росселя. Как пишет информационное агентство АПИ, цитируя бывшего начальника УБОП ГУВД Свердловской области Василия Руденко, ОПС "Уралмаш" является самым страшным криминальным сообществом в России. ОПС "Уралмаш", по мнению Руденко, активно внедряет своих людей во властные структуры области и то же самое пытается сделать и в Екатеринбурге.

Нижегородцы сделали правильный выбор, не пропустив Климентьева даже во второй тур. Екатеринбуржцы с выбором пока не определились - через неделю там пройдет второй тур. Так или иначе, жребий брошен. ОПС в Свердловской области никогда еще не было сильно так, как сейчас, в союзе с чиновниками; перед Екатеринбургом встала реальная угроза того, что к власти в нем придут люди, не особо отягченные моральными принципами, экономическими и политическими знаниями и живущие по понятиям, далеким от цивилизованного мира.

В конце прошлой недели в ряде СМИ Среднего Урала появилась информация о том, что Осинцев в случае победы на выборах мэра третьего по величине города России пообещал ряд ключевых постов в мэрии представителям ОПС. В частности, на откуп лидеру группировки депутату городской Думы Александру Хабарову отдана сфера товарного рынка и бытового обслуживания населения. Его ближайшим соратникам - также депутатам Максиму Серебренникову и Нафику Фамиеву - сферы коммунальной энергетики и муниципального имущества. О близких связях Хабарова и Осинцева на пресс-конференции сообщила Татьяна Колесникова, главный редактор газеты "Уральский рабочий".

Пикантность ситуации заключается в том, что Осинцев, до этого практически не скрывавший связей с представителями ОПС, сейчас активно от них отрекается, пытаясь позиционировать себя как мэр путинского призыва. Лозунг Осинцеву подобрали под стать: "Президент - Путин, губернатор - Россель, мэр - Осинцев!" Лозунг во всех отношениях выигрышный: эти заявления и поддержка местного отделения "Единой России" дали возможность Юрию Осинцеву выйти во второй тур. Однако истина, как всегда, где-то рядом.

Еще в ходе губернаторских выборов минувшей осенью кандидат в губернаторы Антон Баков сумел отобрать у нынешнего главы области Эдуарда Росселя треть голосов избирателей, подняв вопрос о том, что с помощью "уралмашевцев" высокопоставленный чиновник уже два выборных срока подряд выкачивает за рубеж (в Германии проживает его дочь Светлана) огромные средства, в том числе и средства областного бюджета. По свидетельству политологов, Баков очень тонко почувствовал настроение избирателей - коррумпированность власти волнует всех свердловчан. Верховный суд отменил решение Свердловского областного суда, который признал заявления депутата Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, а теперь уже и депутата Государственной думы Антона Бакова в адрес Росселя клеветническими. Но административный ресурс оказался достаточно сильным, и губернаторский пост остался за Эдуардом Эргартовичем, который получил возможность дальше продолжать свой прибыльный бизнес.

Однако к самому лакомому кусочку в области доступа пока еще нет. Фактически столица Урала Екатеринбург приносит в казну Свердловской области больше, чем все остальные города региона вместе взятые. До настоящего времени принципиальность действующего мэра Аркадия Чернецкого не позволяла областным чиновникам и ОПСовцам получить контроль над этим городом. С авторитетом Чернецкого спорить было трудно и Росселю: глава Екатеринбурга возглавляет Союз российских городов, представляет муниципалов при правительстве и Федеральном собрании, занимает должность заместителя председателя центральной контрольно-ревизионной комиссии партии "Единая Россия".

Скорее всего, идею поменять неугодного градоначальника Россель и Хабаров вынашивали уже давно, и текущие выборы мэра стали апофеозом этих планов. Как сообщает все то же АПИ, Хабаров публично высказался в поддержку Осинцева.

Основная задача, которая ставилась перед политтехнологами Осинцева – сделать его знаменем, за которым потянется народ и под которым ОПС беспрепятственно придет к власти. Таким знаменем Осинцев и стал. Правда, заочно, почти не появляясь на публике. Чувствовалось, что политическая игра совсем его не забавляет. Судя по всему, успев поработать на посту вице-мэра Екатеринбурга, ему никак не удается преодолеть страх перед Чернецким как бывшим начальником, который не жаловал своего первого зама за неспособность принимать самостоятельные решения.

Нет необходимости пояснять, чем чреват приход к власти в одном из крупнейших промышленных центров России криминалитета. Конечно, преувеличением являются заявления некоторых местных СМИ о том, что женщин будут вывозить на "субботники", а мужчины начнут работать на уголовный общак. Но прозвучавшие слова, что в бюджете Екатеринбурга заложен лишний миллиард рублей (общий объем бюджета - 7,5 млрд), не так далеки от истины. Это значит, что бюджет города сократят. Политика областных властей давно сформирована - брать у городов-доноров и отдавать депрессивным муниципалитетам. Правда, кое у кого есть основания полагать, что не все эти средства доходят до адресатов… Кроме того, не избежать и обычного в таких случаях передела собственности, который объективно уже начался: захват городской овощебазы, автовокзала и других объектов, не избежать и смены "смотрящих" за малым и средним бизнесом. Между тем урезание екатеринбургского бюджета может привести к гибели целых отраслей городского хозяйства. Так, по мнению аналитиков, может полностью прекратить свое существование бесплатный транспорт, а коммерческие перевозчики под гнетом поборов со стороны "уралмашевцев" многократно поднимут цены. Подорожают продукты питания, товары первой необходимости и услуги ЖКХ.

Впрочем, это лишь некоторые из возможных последствий прихода к власти в Екатеринбурге ОПС "Уралмаш". Без сомнения, способов выжать из Екатеринбурга по максимуму очень много.

Выбор читателей