"Придурки и провокаторы" вокруг президента

После парламентских выборов Путину необходимо было накрениться вправо – хотя бы на словах. Позиционируя себя как самого либерального из действующих политиков, он восстанавливает свою пострадавшую после "дела "ЮКОСа" репутацию




Декабрьские разговоры с дорогими россиянами в прямом эфире становятся такой же трогательной традицией, как и новогодние поздравления от президента за пять минут до полуночи. С технической точки зрения два первых госканала работают блестяще, пресс-служба администрации тоже недаром свой хлеб ест, граждане задают вопросы отчетливо, не запинаясь на сложных словах, сам отвечающий из года в год выглядит все бодрее, и все четче его память на цифры. Сценарий мероприятия тоже отработан: побольше вопросов о социалке, поменьше об экономике, чуть-чуть о международных проблемах, немного личного и что-нибудь такое умилительно-неофициальное, вроде биробиджанской елки в прошлом году или девочки, которая не слушается старших, в этом.

Конечно, есть в этой бочке патоки и несколько иголок, кои предстоит вылавливать знатокам жанра – ряд месседжей, посылаемых с такой оказией одними инсайдерами другим, замаскированным в данном случае под телезрителей. Преподносить в качестве сенсации сногсшибательную новость "Путин будет баллотироваться в президенты России" предоставим иностранной прессе. Тоже мне, как выражался по схожему случаю Коровьев в "Мастере и Маргарите", бином Ньютона. К тому же жанру сказок про белого бычка следует отнести и "отрицательное отношение" к идее третьего срока и продления президентских полномочий. Все это внимательный зритель уже слышал и еще не раз услышит, а какова будет реальность-2008, не знает ни слушающий, ни говорящий. Для нас куда важнее тот момент, что Путин не осчастливит своей кандидатурой ни одной партии, а займется сбором 2,5 млн подписей избирателей. Прощай, как говорится, "Единая Россия", не тебе стать крестной матерью второго президентского срока. Вообще победительница парламентских выборов и ее коллеги по палате услышали за 2 часа 50 минут прямой связи мало для себя приятного.

"Единая Россия" не удостоилась ни одного упоминания; напрочь позабыта оказалась и золотая мечта всякого центриста – партийное (или, на парламентском языке, "ответственное") правительство. Пока, в самом деле, не "единороссы" в правительство приходят, а совсем наоборот – Борис Грызлов готовится сменить утомительное Министерство внутренних дел на спикерскую синекуру. От новой Думы ждут "слаженной и эффективной работы" – вот и все, и никакого участия в формировании кабинета министров. Да, кстати, "Единая Россия" в восприятии президента есть партия правого центра. "У нас создалась уникальная ситуация в истории, при которой мы можем создать действительно действенную многопартийную систему, с мощным правым центром, левым центром, скажем, с социал-демократической идеей, и сторонниками и союзниками по обоим флангам слева и справа, а также с маргинальными группами и партиями". Интересная схема: в ней два центра, а крыльев нет вовсе, только сторонники с союзниками да какие-то малопривлекательные маргиналы.

Исходя из этой центростремительной теории, получил по полной программе второй эшелон декабрьских именинников – ЛДПР и новорожденная "Родина". Ибо пассаж о "придурках и провокаторах", на чьи лозунги типа "Россия для русских" следует обратить внимание Генпрокуратуры, предназначался именно для них. Впрочем, сам президент таких лозунгов не слышал, поскольку за дебатами не следил, но если такое случилось – конечно, "реакция должна быть". Тяжело представить себе разбирающейся в тонкостях националистической пропаганды нашу родную прокуратуру, которая даже скинхедов с их недвусмысленной уголовщиной никак не может извести. Но, тем не менее, сигнал, как любит выражаться Владимир Путин, послан.

Еще к маргиналам относятся те, кто призывает бойкотировать президентские выборы. Они трусы и вредители, ибо "это может сорвать нормальную жизнь в стране, отразиться на экономике". Туманные "проходимцы", которым "нельзя позволить злоупотреблять терминологией из демократического словаря, решая свои клановые интересы" – это, поясним для читателя, всякая правозащитная шушера, наймиты Березовского и Ходорковского.

Напротив, проигравшие выборы либералы были утешены высочайшими соболезнованиями: непопадание в Думу "Яблока" и СПС "не радует", и им обещана некая "постоянная работа, диалог правых с правительством, парламентом, администрацией президента". Впрочем, от некоторого злорадства президент не удержался – все мы люди: "Если учесть, что партию СПС возглавлял Анатолий Борисович Чубайс, который одновременно является руководителем всей электроэнергетики страны, то, как мы с вами догадываемся, недостатка в административном ресурсе, ни во всяких других ресурсах, которые нужны на выборах в парламент России, так же как в парламент любого другого государства, она не испытывала. Все это было в достатке". Ну а в недостатке были "понимание того, что ждут люди, а также политическая воля", чего, видимо, у "Единой России" вдоволь. Так что не административным ресурсом единым жива партия, но всяким словом, исходящим из уст президента и ангела его Владислава Суркова.

Что за постоянная работа с правыми имеется в виду – пока понять трудно, но, например, все тезисы президентского выступления об излишней жесткости действующего законодательства о миграции и гражданстве позаимствованы из программных документов СПС, написанных Егором Гайдаром. Закон о гражданстве, два раза переделанный, есть плод трудов замглавы администрации Виктора Иванова, каждое участие которого в законотворческом процессе заканчивается непременно скандалом. Ему принадлежит также неработающий закон "Об альтернативной гражданской службе", он же точечным ударом изуродовал последнее любимое детище Дмитрия Козака – пакет поправок в Уголовный кодекс, изъяв оттуда перед самым третьим чтением положение о "деятельном раскаянии" по налоговым преступлениям. Не в последнюю очередь ему мы обязаны отсутствием действующего закона "О миграции" – правительство затормозило имеющийся в Думе депутатский проект под предлогом скорого внесения своего варианта. Президент второй раз публично высказывается относительно несовершенства закона о гражданстве (первый раз в Послании Федеральному Собранию весной этого года), хотя функциональнее было бы один раз, и безо всякой публичности, попросить Виктора Петровича вернуться к исполнению своих прямых обязанностей – кадровой работе и курированию оборонных холдингов.

Законотворческим же лозунгом, если можно так выразиться, выборной кампании Владимира Путина станет, как следует из его ответов, пакет законов об ипотеке, изготовленный группой Игоря Шувалова. Это зловещих масштабов конгломерат из 40 без малого документов, имеющий целью переформатировать всю законодательство России в направлении развития жилищного строительства, страхования и кредита. К нему же подверстана вторая очередь реформирования ЖКХ – то самое повышение тарифов, на которое, по словам президента "правительство никак не может решиться". За неприятную часть дела отвечает старый друг президента вице-премьер Владимир Яковлев, а за приятную, то есть за новые квартиры и дешевый кредит – Игорь Шувалов. Пакет будут вносить в Думу удобоваримыми порциями начиная с января 2004 года, и сверхпроводимая палата должна оправдать свое существование оперативным одобрением творения Игоря Шувалова и Института экономики города. Игорь Иванович считает, что, если запустить эту систему, непременно произойдет двукратное увеличение ВВП, а также, видимо, (хоть об этом он не говорит) назначение его премьер-министром России.

Новости экономической сферы: налог на нефтедобычу будет увеличен, но дифференцировано, в зависимости "от качества скважин, от объемов добычи, от обводненности и так далее". Можно себе представить, как передерутся нефтяные лоббисты за свою норму обводненности в правительственном проекте новой главы Налогового кодекса "О налоге на добычу полезных ископаемых". Раньше они все собрались бы в налоговом подкомитете Думы, у депутата Владимира Дубова – но иных уж нет, а те далече... Теперь все такого рода вопросы надо решать на месте, в Белом доме – внесение поправок в правительственные законопроекты в Думе нового созыва придется признать уголовным преступлением по статье "пособничество Ходорковскому".

Еще о хорошем: "Нам нужно не заканчивать приватизацию, а укреплять государственные структуры, укреплять законодательство и улучшать администрирование, чтобы эффект от хорошо работающих частных предприятий был чувствительным для экономики страны и для каждого конкретного гражданина". Или: "Восемьдесят лет плановой экономики не проходят бесследно – чиновники привыкли всем командовать, а государство постоянно неэффективно вмешивается в экономику" – бальзам для слуха либерала.

Конечно, не надо было большого ума, чтобы после парламентских выборов догадаться о необходимости президенту резко накрениться вправо – по крайней мере, на уровне публичных высказываний – ради сохранения политического равновесия. Позиционируя себя как самого либерального из действующих политиков, он восстанавливает свою пострадавшую после "дела "ЮКОСа" репутацию, в том числе в глазах международного сообщества. С одной стороны, на фоне Рогозина с Жириновским нетрудно выглядеть цивилизованным человеком. С другой, если действительно не пускать в правительство прожорливых центристов, не давать много воли прокурорам и проводить рыночные реформы, то за это нынешний состав Думы не покажется такой уж большой ценой.

Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".

Выбор читателей