Санта-Клаус стал причиной войны

За этот образ маленький баварский городок, где родился автор, борется с транснациональной корпорацией Coca-Cola, присвоившей идею для своей рекламной кампании




Для многих американцев образ Санта-Клауса настолько прочно связан с рекламной кампанией фирмы Coca-Cola, что они считают, что именно для этой цели он и был придуман в 1931 г. художником Хэддоном Сандблумом. На самом же деле этот образ появился еще в XIX в., и его создателем является известный карикатурист Томас Наст, эмигрировавший в США из Баварии.

Маленький городок Ландау, в котором в 1840 г. родился Наст, и считается родиной Санта-Клауса. Портрет доброго краснощекого деда, который живет в Лапландии и ездит на санях, запряженных северными оленями, он создал в 20 лет, когда был еще беден и малоизвестен. В расцвете карьеры он прославился на весь мир, политики уважали его и боялись попасть в число героев его шаржей. В частности, из-под его пера вышли изображения слона и осла, ставшие символами Республиканской и Демократической партий США. Неудивительно, что про набросок Санта-Клауса, сделанный когда-то для журнала Harper Weekly, Наст почти забыл.

В 1930 г. компания Coca-Cola, озабоченная тем, как поднять продажи своих напитков зимой, стала искать новые образы для рекламы. По ее заказу художник Хэддон Сандблум воскресил позабытого рождественского дедушку. Рекламная акция оказалась весьма успешной, и с тех пор Санта-Клаус верно служит фирме каждое Рождество. Но все детали его образа, от красного кафтана до постоянных спутников - эльфов, - на самом деле были взяты у Наста. Так утверждает архивист городка Ландау Михаэль Мартин.

Coca-Cola не согласилась признать авторство Наста. Во многих книгах, в том числе и Twenty Ads That Shook the World Дж.Б. Твитчелла, вышедшей в 2000 г., утверждается, что Санта-Клаус целиком и полностью принадлежит Coca-Cola и даже носит ее фирменные цвета - красный и белый. Теперь власти Ландау задались целью отстоять права своего знаменитого соотечественника. Так что, возможно, вскоре мы станем свидетелями некоего подобия войны за отцовство между маленьким городком и богатейшей транснациональной корпорацией.

Читайте также

Выбор читателей