Ролан Пети: "Россия – моя особенная любовь"

Прославленный хореограф, которому исполнилось 80, бодр подтянут, полон сил и строит большие планы на будущее. Возможно, в этих планах найдется место постановкам в Москве и Санкт-Петербурге – когда-нибудь. Ведь маэстро еще так молод!




Во Франции и Швейцарии отмечают юбилей маэстро Ролана Пети. Во Франции – потому что выдающийся балетмейстер прожил здесь 74 года своей жизни, в Швейцарии – потому что он живет здесь последние 6 лет. "И совсем не из-за того, что здесь, как принято говорить, налоговый рай. Тут лучше воздух... А Париж сегодня стал совсем не тот, что был в пору моего детства", – вздыхает юбиляр. Поверить в то, что ему 80, невозможно... "И не надо в это верить. Я и по сей день обязательно ежедневно делаю гимнастику, класс. Правда, не так активно, как моя жена Зизи Жанмер, но не менее полутора часов – надо всегда быть в форме".

Сегодня мсье Пети предпочитает заниматься в собственном репетиционном зале в швейцарском доме, куда впоследствии собирается приглашать танцовщиков и работать с ними над новыми постановками – это все же более удобно, чем летать по всему миру. "И хотя в России – особенно раньше – я бывал не так часто, но Россия – это моя особенная любовь, – говорит Пети. – С детства моими балетными учителями в школе Гранд-Опера, кроме француженки – мадам Рузанн – были русские знаменитости – Борис Князев, Любовь Преображенская. Я не занимался с прославленной Матильдой Кшесинской, но хорошо ее знал".

С легкой грустью вспоминая о Париже довоенной поры, маэстро сетует на то, что сегодня город стал слишком большим, утратил свой романтический облик и повсюду "одни только дискотеки с их оглушительным громом". "И еще мюзиклы. Это какой-то сплошной ужас! Везде одинаковая музыка, так скучно. Я вовсе не против мюзиклов, но они должны быть такими, как 40-50 лет назад". В ту пору, вскоре после войны, молодой артист уже оставил подмостки Гранд-Опера и создал свою собственную труппу (звездой которой стала его жена Зизи Жанмер), с которой объехал полсвета. "С Зизи мы знакомы больше 70 лет, потому что занимались вместе в балетной школе, даже у одних и тех же педагогов. Правда, Зизи потом стала еще и певицей и участвует в разных шоу, где и танцует, и поет".

Именно на Зизи Жанмер и на Рудольфа Нуреева Ролан Пети поставил едва ли не самый знаменитый свой балет – "Юноша и Смерть". "Кстати, совсем недавно я вновь поставил "Юношу и Смерть" для Николая Цискаридзе, с которым познакомился в Большом театре, когда ставил "Пиковую даму" три года назад, – рассказывает мсье Пети. – Мы с успехом показали "Юношу" в Японии. Коля Цискаридзе, конечно, был совсем иным Юношей, чем Рудик Нуреев, быть может, менее брутальным, а потом, тут еще и дело в росте – Николай, возможно, слишком высокий для этой роли. Но он блистательный танцовщик, и поэтому я занял его и в "Соборе Парижской Богоматери" для Большого театра, а сегодня он репетирует в моем балете "Клавиго" для Гранд-Опера".

А вот слухи о том, что прославленный хореограф вот-вот поставит в Санкт-Петербурге спектакль в сотрудничестве с Ивом Сен-Лораном, оказались пока что сильно преувеличенными. "Я просто предложил Иву сделать что-нибудь вместе. Но что это будет – пока вопрос". Зато правда то, что маэстро ставит в свой юбилейный год оригинальный спектакль "Ролан Пети рассказывает, или Пути созидания". Премьера ожидается весной во Франции.

"Буду ли я что-то делать для Большого еще?.. Думаю, что да. Во всяком случае, такие планы есть, но пока конкретно о них рано говорить. Может быть, было бы интересно показать в Большом мой спектакль, посвященный Анне Павловой. Это великая русская балерина, которую я, к сожалению, уже не застал на сцене, однако я уверен, что я прекрасно ее знаю. Посмотрим…"

С русскими танцовщиками у единственного зарубежного лауреата Госпремии России (которую летом Ролан Пети получил из рук Владимира Путина) давние связи. Еще в 60-е он работал не только с Нуреевым, но и с Майей Плисецкой (над "Гибелью розы") и Михаилом Барышниковым (над первым вариантом "Пиковой дамы"); впоследствии поставил в Кировском театре Ленинграда "Собор Парижской Богоматери". И вот совсем недавно, рассорившись с Мариинкой, которая, по словам маэстро, показывает вовсе не его хореографию, стал работать с московским Большим, в труппе которого, кроме Николая Цискаридзе, хореограф отмечает юную Светлану Лунькину, ставшую в его балете Эсмеральдой. Быть может, она и станет Анной Павловой в будущем спектакле. Но это уже после юбилея.


Выбор читателей