Бодрая старушка с палитрой

В музее личных коллекций на Волхонке открылась выставка феноменальной наивной художницы Кати Медведевой. В конце 80-х ее картины наряду с водкой, балалайкой и шапкой-ушанкой стали символом "русской души"




По сравнению с биографией Кати Медведевой приключения Золушки кажутся жалкими потугами на красивую жизнь. Особенно если вспомнить, что Золушка – всего лишь сказочный персонаж, а Катя Медведева – реально существующая гражданка. Всего за десять лет скромная женщина, впервые взявшая в руки кисть, превратилась в одно из самых захватывающих культурных явлений эпохи перестройки. Короткий отрезок творческого пути, пришедшийся на годы советской власти, стал отличным поводом приобщиться к представителям гонимого искусства андеграунда, встать в один ряд с лучшими московскими авангардистами, десятилетиями работавшими "в подполье".

А началось все совершенно случайно. Долгие годы Катя Медведева жила как простая советская девушка: без претензий, без профессии и даже без постоянного места жительства. Сорок лет она беззаботно слонялась по просторам бескрайней советской страны. Побывала в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Белгородской области и под Калугой. Юность встретила на ткацкой фабрике, после работала санитаркой, костюмером, официанткой, почтальоном, воспитателем. Об искусстве лет до сорока и не помышляла. Да вот случилось ей ненадолго осесть в одном гостеприимном волжском городке. Устроилась на работу, дочку-семиклассницу записала в художественную школу – не все ж по улицам болтаться. Со скромной зарплаты прикупила для любимого дитятки кистей и красок. Даже мольберт приобрела, чтоб все было как у людей. Только Ириша к искусству не потянулась – мольберт забросила, в школу ходить не стала. То ли от обиды, то ли из крестьянской рачительности (негоже добру пропадать!), Катя сама взяла в руки кисть. И стала рисовать. Сначала акварелью, а с 1981 года – маслом. Врожденное чувство цвета позволило ей создавать совершенно фантастические по своей выразительности образы, а крестьянское чутье всегда указывало верную дорогу в жизни. Так, в 80-е художница, будто почуяв грядущие перемены, перебралась в столицу. Работу нашла по лимиту, в доме престарелых, а в свободное время писала картины. Когда пришла пора повышать уровень жизни, написала слезное письмо самой Валентине Терешковой. А в другой нужный момент на одной из ее картин появился автограф великого Марка Шагала с весьма лестной надписью: "Катя Медведева – это чисто русский талант. Она так же любит цвет, как и я".

Невероятная творческая и жизненная активность позволила новоявленной художнице разнести все бюрократические барьеры и добиться такого широкого признания, о котором ее коллеги, хлюпики-интеллигенты, не смели даже и мечтать. В суровые 80-е она не просто смогла "пробить" персональную выставку, но и сумела привлечь внимание иностранных коллекционеров и российской творческой элиты. Ее картины вошли в моду, а в конце 80-х, наряду с водкой, балалайкой и шапкой-ушанкой, стали символом "русской души".

В 1994 г. художница нарисовала весьма своевременное и актуальное полотно "Пробуждение России", посвященное 100-летию со дня рождения Никиты Хрущева. А в последние годы, на фоне массового воцерковления, Катя Медведева отдает явное предпочтение ликам православных святых. Впрочем, может и банку с солеными огурцами изобразить – такая вот она, загадочная русская душа.

Конечно, быть живописцем-примитивистом совсем не просто. Чтобы пробиться на современном арт-рынке, мало обладать самобытным художественным талантом, феноменальным чувством цвета или умением причудливо сочетать различные фактуры и материалы. Кому нынче нужны просто красивые картинки? Начинающая художница быстро осознала: имидж решает все! Поэтому Катя Медведева – это вам не просто бодрая старушка с палитрой и кистями. Она – человек-загадка: то ли чудная, то ли блаженная, а только жди от нее неожиданностей. То Бога помянет, то про посты разговор заведет, то публично покается в задушевной дружбе с зеленым змием.

Последнее Катино хобби – балет. Довелось ей как-то прочитать автобиографическую книгу Плисецкой. Повесть о тяжелых буднях и каторжном труде балерины потрясла доверчивую крестьянскую женщину, поэтому и свою первую картину о балете – "Цветы Лебедю" – Медведева посвятила Майе Плисецкой. Потом появилась "Жена Пикассо", изображающая Ольгу Хохлову, отдельные танцовщицы и герои известных балетов. А сама художница зачастила в Большой театр.

Что самое замечательное – ей действительно удается заинтриговать циничных современников. Непропорциональные, большеглазые мужчины и женщины, аляповатые, но удивительные яркие и живые картины одновременно притягивают и отталкивают зрителя. Невольно задаешься вопросом, что же это на самом деле: удивительная сила народного искусства или подделка, большой и хитрый обман, придуманный маленькой бойкой старушкой?

Поразмыслить над этим можно на выставке картин Кати Медведевой, которая недавно открылась в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. В экспозиции представлены работы из собрания музея "Царицыно", музея "Дома народного творчества" и из частных коллекций.

Выбор читателей