Россия готовится просить прощения

22 февраля в православных храмах после вечерни совершен будет торжественный чин прощения. Всякий верующий будет просить прощения у Господа и близких своих за прегрешения, чтоб были отпущены ему лично и всей стране нашей




Все приятное и радостное в нашей жизни, увы, недолговечно. Вот и всеми любимый праздник Масленицы шумит недолго. Уже в последний день масленой недели веселью полагается стихнуть. Наступает время просить прощение не только за грехи сей "соромной недели-веселухи", но и за прегрешения, случившиеся в течение всего года. Ведь начинается Великий пост – время покаяния и подготовки ко дням великого и радостного праздника Светлой Пасхи.

Однако у праздника Масленицы, в том числе и у последнего дня масленичной недели, есть не только христианский, но древний, языческий облик. За околицей села или деревни сжигалось на соломенном костре чучело зимы-Мораны. В некоторых местностях чучело заменялось расписным колесом, каковое считалось изображением нечистой силы. Там, где народ был победнее как талантами, так и доходами, просто сжигали пучки соломы на шестах. Разумеется, сие действо происходило на перекрестке дорог – месте, столь любимом нечистью.

Принято было также предавать огню и высокие масленичные снежные горы. Их заваливали всяким мусором и устраивали большой костер. Обычно на месте костров справлялась небольшая пирушка, дабы в предстоящем году дождь лил на посевы так же, как льется вино и честное пиво на гуляющих. Не забывали и о песнях соответствующего содержания: Прощай, Масленица-вертушка,
Настает Великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!

После совершения всех этих древних обрядов народ отправлялся домой, где просил друг у друга прощения. Прощать ходили не только к соседям (а они иной раз бывают врагами смертными) – полагалось просить прощения у всякого встреченного на улице человека. Прощеное воскресенье не случайно называют еще целовальником – обряд прощания заключался не только в словах "прости, пожалуйста" или "прости меня, пожалуй буде в чем виноват перед тобою", но в низком, земном поклоне, а также взаимном поцелуе. А один иностранец подслушал как-то такое выражение, произнесенное в прощеный день: "Да не зайдет солнце в гневе нашем" – из чего можно сделать вывод о том, что предки наши не были чужды высокой литературы.

В прощеное воскресенье ездили к новым родным – отдаривать кума с кумой, то есть тех, кто был в минувшем году крестным отцом и крестной матерью. Обычай предписывал дарить куму полотенце, а куме мыло. Однако если кумовья были людьми бедными, то богатые родственник должны были сделать дар свой возможно щедрее.

Вечером ходили просить прощения у родных и знакомых. С родней непременно соблюдался обычай, согласно которому младший шел к старшему, ну а бедный, понятно, к богатому. Прощальным подарком считался пряник. Домашние просили друг у друга прощения вечером, после ужина, перед отходом ко сну. Дети кланялись родителям в ноги.

В давние времена вся масленая неделя посвящена была воспоминаниям об умерших родственниках. Не случайно ведь блины и мед – обязательное лакомство не только на Масленице, но и на поминках. Отголоском этого явился обряд прощания с умершими предками. Для его совершения особо благочестивые бабушки отправлялись по зимним сугробам на кладбище со скромным угощением для покойных.

Прощеный день был радостным и для всей неимущей братии. Нищих и убогих принято было кормить и оделять съестными припасами. Делали это не только зажиточные хозяева, но и главный хозяин земли русской – царь.

В XVII столетии, во время особо яркого расцвета Московского царства, высшая власть почитала своим христианским долгом всю масленую неделю просить прощения у народа за свои прегрешения – а какая власть не грешна?.. Оканчивался обряд прощения тем, что из тюрем отпускались колодники, что в отсутствие всеми чтимого Уголовного кодекса, а равно и парламента с его амнистиями, почиталось за большое благо.

Для чина прощения составлен был особый порядок. Начинался он в воскресенье, предшествовавшее началу масляной недели. После заутрени в Успенском соборе, бывшем в XVII в. главным храмом России, на Соборной площади Кремля совершалось торжественное "действо Страшного суда". Ведь всякая молитва о прощении грехов – единственная защита от ужаса Страшного суда, какового не миновать никому из смертных. Для совершения специального молебного пения на площади устанавливалось два "места", одно из которых торжественно занимал царь, а второе патриарх. На рундуке-помосте, обитом красным сукном, устанавливался иконописный образ Страшного суда и аналой с паволокой для Чудотворной иконы Богородицы и Евангелия. Рядом ставился стол для совершения чина малого освящения воды. На этот торжественный молебен стекалась буквально вся Москва.

Однако мало кто из богомольцев догадывался, что в этот день царь вставал особенно рано и совершал, как выражались придворные, малый выход. Он обходил все городские тюрьмы, приказы, где содержались колодники, а также божедомные убежища, где "творил" большую милостыню. Делалось это все тайно. Говорили, что царь собственноручно оделял всех заключенных. Вообще раньше открытая благотворительность в России не была принята – благие дела полагалось делать тайно, дабы об их делателе никто не знал, иначе они не считаются спасительными, а наоборот признаются греховными, сделанными для того, чтобы потешить собственное самолюбие. Не отставали от царей и люди простые. Они отправляли в тюрьмы, монастыри и божии дома подводы с хлебом и иными припасами – помогали кто как мог.

Со среды Масленицы в покоях царя начинались "прощеные дни". Царь объезжал все городские и ближайшие подгородние монастыри, где творил щедрую милостыню и просил прощения и отпущения грехов, а также поминал всех своих предков.

В пятницу царь прощался со своею царицей и семейством. А воскресным днем к нему являлся для прощения патриарх, коего сопровождали чины духовные и светские. Вечером уже сам царь отправлялся к патриарху, благо его дворец был в Кремле рядом с царским, где после торжественного акта прощения полагалось выпить "прощальные чаши".

Чистый понедельник, первый день Великого поста, начинался с особых царских милостей. Государю докладывали о колодниках, "которые в каких делах сидят много лет" (а суд в России, надо заметить, никогда скорым не был), и царь некоторых из них миловал, прощал.

22 февраля нынешнего года во всех православных храмах после вечерни совершен будет торжественный чин прощения. И всякий православный будет просить прощения у Господа и близких своих за прегрешения великие и малые, чтоб были отпущены ему лично, а в равной степени и всей великой стране нашей.

Выбор читателей