Расхитители гробниц готовятся выползти на дело

Золото, серебро, драгоценные камни, украшения, оружие – это далеко не полный перечень того, что таит в себе земля. Клады и старинные могилы манят тысячи и тысячи людей. И в первых рядах охотников за сокровищами – "черные археологи"




"Черная археология", или, проще говоря, грабительские раскопки существовали всегда. Никакие страшные проклятия фараонов не могли остановить охотников за сокровищами. Древний Египет как раз очень показательный пример – знаменитые пирамиды начали грабить сразу после их постройки.

Золото, серебро, драгоценные камни, украшения, оружие – это далеко не полный перечень того, что таит в себе земля. Клады и старинные могилы по всему свету манят тысячи и тысячи людей. И у России здесь особенная стать, то бишь вполне определенная доля рынка сбыта археологических находок.

Грабь награбленное

В середине XIX века самые прогрессивные отечественные копатели начали осознавать историческую ценность раскопанного. До этого момента находки из курганов предков и случайно выкопанные горшки со средневековыми монетами считались кладами, а клады регулировались скорее не юридическими, а традиционными нормами. Добывать клад следовало в полночь с особой молитвой или заговором. Сложности были связаны с демонической природой клада в крестьянском сознании. По народному поверью, клады состояли из награбленных разбойниками сокровищ. Как правило, в рассказах фигурировали 40 бочек с золотом.

К началу XX в. государство уже начало бороться с несанкционированными раскопками. Тем более что золотые бочки как-то не попадались, зато разграбленных курганов становилось все больше. В советское время исторические вузы наштамповали массу специалистов в археологии; часть из них обрела себя в рядах "черных археологов" после эпохи перестройки в виде интеллектуального ядра, если можно так выразиться.

Решето и GPS

Каждую весну несколько десятков мужиков выходят на берега Волхова с решетом. Нет, воду они не носят, но прибрежный песочек просеивают регулярно. За 12 веков истории Великого Новгорода много чего оказывается в этом песочке после весеннего подмыва берегов. Делянки поделены давно, и доход, поговаривают, стабильный. Все попытки какого-нибудь новичка перебить бизнес пресекаются фразой: "Да я тебя!.."

Правда, это скорее исключение из правил. "Черные археологи" сегодня вооружены новейшими металлоискателями, джипами с GPS и прочими атрибутами хорошей жизни. Сезон начинается с апреля, когда сходит снег. В отличие от вездесущих скупщиков сельского антиквариата в провинции, "черные" почти никогда не светятся. Работают группами по 2-4 человека, на объектах предпочитают находиться в будни, когда народа меньше.

Есть еще и чистые кладоискатели, романтики с большими кошельками. Как правило, это жители мегаполисов, которые в состоянии потратится на дорогой металлоискатель и автомобиль. Основное отличие в том, что кладоискатели не сбывают находки. Они их коллекционируют и прячут.

По следам "черного археолога"

Серый "бобик" администрации одного из районов дальнего Подмосковья с двумя московскими археологами, представителем отдела охраны памятников и сотрудниками местного музея на борту долго пылит по проселку. Сегодня по плану экспедиционно-профилактический объезд нескольких потенциальных археологических памятников. Неприметный островок леса около речки на границе Московской и Смоленской областей вызывает бурю восторгов у археологов: целых два вновь обнаруженных объекта – городище и позднесредневековое кладбище. Территория городища изрыта круглыми узкими ямками – "черные археологи" узнали об этом месте раньше других. "Ничего они не нашли, поэтому и ям понаделали, – наш археолог категоричен. – Это одиночный памятник, и непонятно, перспективный ли вообще. Гораздо хуже, когда они орудуют бок о бок с постоянными экспедициями".

Сегодня археологи часто узнают о новых находках на черном рынке. Так, по слухам, позапрошлым летом в Москве появилось сразу несколько кладов оружия I тысячелетия н.э., включая великолепные древнегерманские боевые мечи. Мечи эти на территории России можно найти только в нескольких могильниках на Оке.

Спрос на такие вещи всегда будет опережать предложение. Вдумайтесь: на территории Европы таких мечей найдено всего 20 штук, а у нас уже больше 40 – и это только те, что смогли обнаружить обычные археологи. По экспертным оценкам, денежный оборот незаконного археологического бизнеса равен бюджету небольшого региона РФ. Львиная доля археологического достояния России оседает в частных коллекциях на Западе – там умеют вкладывать деньги с умом.

Один перевалочный пункт на пути в Европу можно увидеть прямо в Москве. Это печально знаменитый Измайловский рынок антиквариата. Среди всевозможных икон и предметов быта несколько лотков торгуют явной археологией. Вот позеленевшие от времени височные кольца славян, словно из учебника истории Отечества. Ну и еще кое-что по мелочи, типа древнерусских монет. Верхушка айсберга, одним словом.

"Я не могу не копать!"

С такой фразы началось мое общение с человеком, который чуть не стал "черным археологом". Для легальных раскопок древностей необходимо получать разрешение в Институте археологии, если его у вашей организации нет – вы являетесь "черными археологами". Мой новый знакомый несколько раз пускал лопату в ход, не имея на то права. Объясняет это... пристрастием к раскопкам: "Некоторое время тому назад я даже спал с черепами под кроватью. Места в комнате не было от находок". Потом на него вышли некие серьезные дяди, предложили стать их "провожатым". Работа получалась круглогодичная: зимой ковыряйся в архивах и археологических картах местности (такие издания, попадающие в свободную продажу, профессионалы от археологии называют чистой наводкой). С весну по осень – выезды в "поле". Он отказался, нашел легальные возможности реализации своего увлечения, но сколько их таких еще бродит с лопатой наперевес?..


Выбор читателей