Из высших сфер на землю грешную...

Если вовремя не переквалифицироваться из иллюстратора детских книжек в художника-концептуалиста, может начисто снести крышу. Виктор Пивоваров сумел это сделать – и теперь в Третьяковке проходит его персональная выставка


Фото: nonkonformist.narod.ru



Если внимательно изучить биографии главных представителей московского андеграунда, обнаружится весьма интересный факт: практически все самые заядлые авангардисты долгие годы трудились на ниве детской книжной иллюстрации. Даже такие радикальные персонажи как Кабаков или Комар и Меламид зарабатывали на жизнь рисунками для самых маленьких. Советские детские издательства стали подлинной колыбелью отечественного концептуализма. И неудивительно: ведь если по долгу службы человек вынужден целыми днями адаптировать свои светлые идеи, приспосабливая их к детскому сознанию, то в свободное от работы время его бедную голову неизбежно будут переполнять самые отвязные мысли и образы. Короче, если вовремя не сделаться художником-концептуалистом, может начисто снести крышу.

Виктор Пивоваров долгое время честно пытался существовать в реальном культурном пространстве. Окончил Художественно-промышленное училище имени Калинина и Полиграфический институт, устроился, как и положено, работать иллюстратором детских книг. Но уже в те далекие годы смутные образы грядущего концептуализма мешали молодому художнику создавать светлые жизнерадостные картинки для малолетних любителей внеклассного чтения. Объектами его творчества стали депрессивные сказки Андерсена, абсурдные стихи Сапгира и Дриза, детский психоделический "ужастик" – "Черная курица" Погорельского.

Одним словом, к началу 1970-х стало понятно, что пора заниматься самостоятельным творчеством. Пивоваров подался в свободные художники. Примкнул к разношерстной "Группе Сретенского бульвара", в которую входили Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Эдуард Лимонов. Как следует из названия, члены объединения были связаны исключительно узами московской географии. Оглядевшись, Пивоваров решил податься по стопам Ильи Кабакова. По крайней мере, знаменитые рисуночно-текстовые "альбомы" удавались ему ничуть не хуже, чем главному московскому концептуалисту.

В 1982 г., подобно многим своим коллегам, он покинул берега унылой родины и перекочевал в Прагу. Правда в своих интервью художник любит подчеркнуть, что были у него на то веские причины исключительно личного характера. Мол, любовь и все такое. Похоже на правду: те, кто уезжал "с умом", нынче в модных парижах да берлинах. В Москву Виктор Пивоваров наведывается в лучшем случае раз в год, "да и то, если кто-то заплатит". Но персональная выставка живописи и графики в Государственной Третьяковской галерее – повод, безусловно, достойный.

Экспозицию торжественно открывает эффектное полотно "Тело московского неофициального искусства 60-70-х годов". На схематично изображенном теле мужского пола художник разместил имена известнейших представителей советского андеграунда. Несколько десятков фамилий расположены не абы как, а в тщательно продуманном порядке. Мозг мирно делят между собой два главных московских концептуалиста – Кабаков и Пригов. Широко открытый круглый рот прочно заняли Комар и Меламид. На широких плечах покоятся Булатов, Немухин и Рабин. На кончике указательного пальца изящно балансирует Шварцман, а с другой стороны свирепо сжался в кулак Сидур. В легких поселились Вейсберг и Штейнберг, а в самом нутре, в глубине извивающихся кишок, уютно устроились Зверев, Кулаков, Брусиловский, Соостер. Себя любимого художник поместил поближе к сердцу. Но Пивоваров явно не страдает нарциссизмом: непосредственно вокруг этого чувствительного органа плотным кольцом обвился Кропивницкий, а в самой его середине безраздельно царствует Потапова.

Верхняя половина фигуры испещрена громкими именами вдоль и поперек, в то время как вся часть "ниже пояса" девственно чиста. Это явное свидетельство в пользу автора – другой на его месте не постеснялся бы себе позволить...

Первая часть проекта называется "Действующие лица". Здесь собрались персонажи, представленные на человеке-схеме. Среди веселых и мрачных представителей богемы выделяются три монументальные фигуры, вырезанные из дерева. Тильзитов в застегнутой наглухо гимнастерке с невыразимо печальным лицом читает "Муху-Цокотуху". Рядом уютно расположился с книжкой добряк Дриз, а неподалеку желчный Холин скептически изучает назидательные стишки Барто.

Во втором разделе – "Место действия квартира 22" – художник снисходительно опускается из высших сфер на нашу грешную землю. Актуальные сценки из жизни московской коммуналки неожиданно разрастаются до формата советского агитационного плаката. На одной из картин с душераздирающим названием "Холод одиночества" молодой мужчина заботливо укладывает в свою кровать чугунную батарею. Тут же невольно приходит на ум похабная песенка Шнурова...

Третья часть выставки – листы из альбома "Шаги механика" плавно переходит в четвертую –"Время действия"; четвертая перетекает в пятую – "Заблудившийся Данте". В шестой неожиданно появляются загадочные существа – эйдосы, а в последней, седьмой ("Разговор о лимонной корочке") художник вдруг обращается к реалистическим композициям-обманкам в духе популярных голландских и испанских натюрмортов XVII века.

Произведения московского концептуалиста Виктора Пивоварова можно расшифровывать бесконечно. Каждая работа порождает в душе зрителя волну воспоминаний и ассоциаций. Так что если вы попадете на выставку, пробежать ее за полчаса у вас решительно не получится. И не рассчитывайте.

Выставка в ГТГ на Крымском валу продлится до 4 апреля.

Выбор читателей