Национальность – это сказки!

Множество профессионалов и любителей рассуждают о загадочных национальных характерах, больших и малых этносах. А что думает наука о национальности и этничности?




"Этничность" – слово модное. Множество профессионалов и любителей рассуждают о загадочных национальных характерах, больших и малых этносах. А что думает наука о национальности и этничности?

Эта непонятная этничность

Американские психологи еще в 70-е гг. прошлого века начали подмечать одну интересную тенденцию – усиление разного рода этнических факторов в жизни населения самых разных регионов. Это стало неожиданностью для искушенных в вопросах психологии янки, и они начали судорожно выяснять, что такое этничность.

Выяснили, что ничего до конца не выяснили. Однозначно объяснить явление этничности никто не смог. Да, в определение "этничности" или "национальности" входит целый ряд культурных, языковых и религиозных аспектов. Но ни один из них не является обязательным или основным.

Культура оказалась слишком растяжимым понятием. Если принимать во внимание только традиционную культуру, богатую национальными традициями, то что делать с высокоразвитыми странами, где ее почти нет? Религия с языком оказались еще менее национально маркирующими явлениями. Тут и за примерами далеко ходить не надо. Вопрос оставался открытым...

Советская гуманитарная наука, как всегда, гордым маршем пионеров прошагала мимо данного явления. В коммунистическом государстве, как в раю, национальность будет не нужна, а значит, и изучать закономерности развития этноса ни к чему. Новая реальность "советского народа" аукнулась взрывом национализма в начале 90-х годов и застала нас врасплох.

Что вы любите на ужин?

Прошло 15 лет, и в России появились свои этнопсихологические разработки. Существуют методики, позволяющие измерить вашу этническую адаптацию к российской социокультурной среде. Называется такой метод этнофункциональной диагностикой. Все довольно просто: человеку предлагается письменно ответить на вопросы психотеста, а потом эксперт сделает вывод о степени вашей этнической адаптации. Вопросник разбит на несколько разделов, где помимо общей информации есть специальные вопросы о ваших пристрастиях в еде, ландшафте (где хотелось бы жить), о внешности желаемого сексуального партнера, о предпочитаемой для вас религии и национальности. Адаптация измеряется следующим образом. На основе информации о месте постоянного проживания и выбранной национальности производится сравнительный анализ предпочтений. Если выбор не согласован со средой, считайте, есть повод задуматься. Родились вы в Москве, всю жизнь тут прожили и считаете себя москвичом, но страстно желаете жить в тропиках – вот вам и рассогласование. Не было у нас тропиков, последние пальмы замерзли вместе с динозаврами. Правда, если папа у вас был с Занзибара, то это другое дело...

Пройдя тест, я задумался: вот если я бананы люблю и исконно российской свекле их предпочитаю, накрываться мне медным тазом али обождать? Мудрые этнопсихологи бананы любить разрешили, но ласково предупредили – с дарами тропиков не перебарщивать. Банан, как говорится, бананом, но если он станет основой питания и любимым блюдом, то степень адаптированности понизится.

Интересен пример с выходцами с Кавказа, предпочитающими в выборе сексуального партнера в Средней России блондинок. Стремление к экзотике трактуется в рамках этнофункциональной психологии как явное отклонение от нормы. Желаемый партнер, совсем не похожий на тебя внешне, – один из самых тревожных звонков.

На основе методики неплохо корректируются проблемы переселенцев. Ландшафт, язык, субкультура – все ново для приезжего, и все это дезориентирует. Главная задача психолога при выявленной проблеме с этничностью – подтолкнуть человека к началу выстраивания отношений с окружающей его средой. Если переехал на постоянное жительство в солнечный Магадан, так будь добр пропитаться его внутренней атмосферой, хоть немного. В противном случае сплин с хандрой обеспечен. Совсем не можешь пропитываться – лучше не живи здесь все время, а то и до расстройства психики недалеко.

Все это – сказки!

Российские ученые нашли отправные точки этничности. Ими оказались, вы не поверите... сказки. Народные сказки формируют нашу психику в раннем возрасте. На основе экспериментов с городскими школьниками, со взрослым населением юга Якутии, наркоманами и обитателями домов престарелых (для полноты выборки) было установлено – народные сказки способствуют формированию нормальной психики. Отсутствие сказочной фазы в детстве установлено для большинства психически неадаптированных персон – невротиков и шизофреников.

Но не все сказки одинаково полезны. Сказка должна соответствовать среде обитания. Проще говоря, напичкав московского ребенка китайскими легендами, не только личность не сформируешь, а наоборот, усилишь его внутренний невротизм. Психологи утверждают, что даже несмотря на урбанизировавшуюся атмосферу, сказка, как цветок, проросший сквозь асфальт, обязана связать маленькую личность с родной землей. Сказка осталась единственным хранилищем потерянного на уровне сознания, но воспроизводимого из поколения в поколение пласта какой-то важной информации. Не зря ведь в ней так мало сюжетов, а филологи с начала XX века, шаг за шагом декодируют образы волшебной сказки.

Впрочем, одними сказками сыт не будешь. За сказочной фазой должна следовать этическая. Она связывается с духовными воззрениями. Во взрослую жизнь человек вступает уже в фазе рационального сознания. Это и есть основы гармонии развития личности, а вслед за ней и всего народа.

Кровь и Земля

В XIX в. первые германские, так сказать, протогеополитики сформулировали принцип "Земли и Крови". Есть, мол, у каждого человека священная территория памяти – родная земля, пропитанная кровью общих предков. Только у геополитиков той поры цели были иными, внепсихологическими. Им во что бы то ни стало хотелось объединить сотню германских княжеств, графств и прочих герцогств в единое государство.

Нашенские профессора больше упирают на понятие "малой родины". С предками и здесь все в полном ажуре – и кровь, и землица имеется, только для внутреннего пользования человека, для адаптации и выживания то бишь. Говоря простым языком, человеку от рождения присущи некоторые особенности психики, которые формируют этничность.

И ландшафты России, ее пища (не "ножками Буша" едиными живы пока), языки и неуловимая для научных дефиниций культура будут, по мысли этнопсихологов, и дальше творить россиянина именно таким, каков он есть.

Таким образом, массовая культура и глобализация угрожают нашей самобытности лишь до известной степени. Остается только прочувствовать эту самобытность, чтобы выстроить правильное отношение к среде обитания, даже если сказками в детстве не баловали. А там, может, и права была народная мудрость: "Где родился – там и пригодился!"

Выбор читателей