Старательный монстр красавицы-блондинки

Шарлиз Терон получила "Оскар" не за изуродованное лицо и 13 лишних килограммов – но если бы их не было, если бы серийную убийцу не играла красавица-модель, то этот малобюджетный биопик вряд ли заметили бы вообще

Монстр (Monster)
США, 2003
Режиссер: Патти Дженкинс
В ролях: Шарлиз Терон, Кристина Риччи





Первая американская женщина – серийный убийца Айлин Уорнос в детстве хотела стать кинозвездой. В тринадцать лет она уже была проституткой на шоссе, к тридцати убила шесть своих клиентов и была казнена на электрическом стуле в сорок четыре.

"Монстр" режиссера Патти Дженкинс – не первый рассказ об Айлин Уорнос. Она продала права на свою историю через две недели после ареста. Режиссер Ник Брумфилд, скандально известный своими работами о Курте Кобейне и Маргарет Тэтчер, снял два документальных фильма об Айлин с перерывом в десять лет. Первый из них получил приз Британского киноинститута как лучший документальный фильм года. В середине 90-х был также снят телевизионный фильм, который с треском провалился. Наконец, через год после смерти, Уорнос действительно стала звездой.

Шарлиз Терон, исполнительница роли Айлин, в детстве хотела стать балериной. Когда Шарлиз было 16 лет, ее мать застрелила ее отца-алкоголика – из самозащиты, в присутствии дочери. В 19 лет Терон уже была в Голливуде, к 25-ти сыграла с Киану Ривзом, Мэттом Деймоном и Аль Пачино, а в 28 получила премию "Оскар" за роль Айлин Уорнос.

Возможно, Айлин вовсе не мечтала в детстве о голливудской славе. Просто с рассказа об этом режиссеру Патти Дженкинс удобнее всего начать свой фильм. Продюсер Брэд Уайман гордо заявил, отвергая обвинения в искажении фактов, исходящие от жертв Уорнос: "Это не документальное кино. Это драматизированный портрет, ищущий нечто более правдивое, чем реальность".

Создатели не раз заявляли, что хотели сделать фильм, который не манипулировал бы эмоциями зрителя. Тем не менее, изменяя факты, Дженкинс уже не может оставаться бесстрастным наблюдателем. Как бы ни хотелось этого режиссеру и исполнительнице главной роли, "Монстр" не является непредвзятым взглядом на события пятнадцатилетней давности.

Патти Дженкинс – дебютант в большом кино. В 2001 г. она сняла две короткометражки, вторая из которых, "Velocity Rules", победила на Фестивале независимого кино в Теллуриде и получила грант на производство от компании Warner Brothers. В течение нескольких лет Дженкинс переписывалась с Уорнос. Для сценария она использовала судебные протоколы, интервью и письма, которые убийца отдала ей перед смертью.

С наивностью, простительной начинающему режиссеру, в "Монстре" Дженкинс стремится ничего не доказывать, ничего не оправдывать и ничего не объяснять. Она словно забывает, что в любом пересказе событий проявляется мнение рассказчика – или отсутствие собственного мнения. Рассказывая историю с точки зрения Айлин, "Монстр" неизбежно клонится к мелодраматическому рассказу о том, как она дошла до жизни такой. Режиссер простодушно обличает тяжелое детство и жестокий мир в серии схематичных эпизодов в стиле телепублицистики.

Для такого сложного характера "Монстр" слишком прост. Терон высится над фильмом как Гулливер. Она не просто еще одна блондинка в борьбе за индивидуальность, не просто красавица в роли чудовища. Как правильно заметила ее партнерша по фильму Кристина Риччи, "в мире не хватит грима и накладок, чтобы спрятать плохую игру". Терон получила "Оскар" не за изуродованное лицо и 13 лишних килограммов – но если бы их не было, если бы Айлин не играла красавица-модель с фигурой балерины, то этот малобюджетный биопик вряд ли заметили бы вообще. Ее усилия быть некрасивой кажутся больше усилий сыграть роль. Благодаря Терон фильм, которому кроме нее нечем удержать публику, заработал в шесть раз больше своего бюджета и получил все главные кинонаграды года за исполнение женской роли.

"Монстру" действительно почти нечем заинтересовать зрителя. Так как фильм был основан на реальной и достаточно громкой истории, у него не могло было неожиданной концовки. Использовать любовную историю Айлин и ее подруги Селби Уолл, чтобы очеловечить "монстра", Дженкинс не удается именно из-за исполнительницы главной роли. Энергию фильму придает старательность Терон, на этом фоне игра Кристины Риччи в роли слабовольной Селби Уолл почти теряется. Там, где Терон все же прикреплена к образу реальной Айлин, Риччи получает намного больше свободы в изображении характера своей героини. (Настоящую подругу Уорнос звали не Селби Уолл, а Тайрия Мур. По словам Дженкинс, она не имеет к фильму никакого отношения.) Селби – слабое существо, которое находит в Айлин свою опору и неосознанно толкает ее на дальнейшие убийства. Айлин старается убедить Селби, что мир зол, но сама словно забывает об этом, видя в отношениях с Селби свою последнюю надежду. Главный интерес фильма заключается в показе того, как все, за что ты пытаешься держаться, распадается, а соломинка, за которую ты хватаешься, оказывается последней каплей. Для этого можно было и не стараться так сильно.

"Монстр" в прокате с 11 марта.

Выбор читателей